Качество услуги
Для сферы услуг
Тема 3. Особенности систем качества
Термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Так как услуга по определению — часть продукции или комбинация с другими частями продукции, то всё, что касается продукции, имеет отношение к услугам, в том числе и нормативная документация по сертификации продукции, разумеется, и понятие о качестве и управлению качеством.
При исследовании услуг необходимо учитывать и специфические особенности большинства услуг:
- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуг;
- воздействие на потребителя услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно — гигиенических, этических, эстетических, временных и других характеристик
- совпадение во времени процессов производства и потребления
- услуг;
- осуществление оценки качества услуг непосредственным потребителем
- невозможность транспортирования, хранения услуг.
Требования к услуге должны быть определены как характеристики, поддающиеся наблюдению и оценке потребителем. Процессы по предоставлению услуги также должны быть определены с помощью характеристик, которые не всегда могут поддаваться наблюдению потребителем, но непосредственно влияют на исполнение услуги. К характеристикам, которые могут быть установлены в нормативных документах, относятся, например:
· количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;
· время ожидания услуги, время её предоставления и время технологического цикла;
· характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии;
· вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
Международная торговля услугами развивается очень активно, и её объем растёт в два—три раза быстрее, чем объём торговли продукцией, особенно это касается услуг связи, банковского дела, туризма и т. д. Разработка стандартов и других нормативных документов на услуги — относительно новая проблема.
Эти документы могут значительно отличаться от традиционных стандартов на продукцию, они часто носят общий характер и разрабатываются в соответствии с желаниями покупателя или потребителя, при этом коллективного опыта у разработчиков этих стандартов намного меньше, чем у создателей стандартов на товары или промышленную продукцию.
С мая 1995 года, когда в Пекине (КНР) состоялось заседание Комитета Генеральной Ассамблеи ИСО по политике в области потребления (ИСО/КОПОЛКО), который в этом году сконцентрировал свои усилия на разработке международных стандартов на услуги и их качество.
Внимание к заседаниям и семинарам КОПОЛКО было вызвано большой заинтересованностью стран азиатско-тихоокеанского и других регионов в развитии таких услуг, как туризм и путешествия, «сектор гостеприимства», программы «отель — мотель — ресторан», банковские и финансовые трансферты, охрана здоровья и телекоммуникационные связи, основанные на стандартах на информационные технологии. Помимо делегаций США, Канады, Мексики, многих стран Европы, Азии и других регионов мира, в работе семинаров участвуют представители международных организаций Всемирной торговой организации (ВТО). Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕС) и ее Комитета по политике в области потребления, организации «Международные потребители» (бывшей Международной организации потребительских союзов) и др.
Новый аспект деятельности ВТО — Генеральное соглашение по торговле в области услуг (GATT), действующее с января 1995 года. Это первое многостороннее соглашение, распространяющееся на торговлю во всех секторах услуг и направленное на устранение национальных барьеров в торговле или стандартов, затрудняющих международную торговлю услугами. Участники семинара были проинформированы об основных принципах этого соглашения (подобных принципам Соглашения ГАТТ (GATT) в области торговли товарами.
Петля качества услуги изображена на рис. 3.1.
Справка. Данная схема использовалась в прежней редакции стандарта ИСО.
Рисунок 3.1 Петля качества услуги
Определения терминов в области сферы услуг, содержащихся в национальных стандартах Российской Федерации
Определения терминов в сфере услуг, оказываемых населению, содержатся в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» и ГОСТ Р 52495-2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам».
В соответствии с ГОСТ Р 50646 «услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя». В этом документе услуги, оказываемые населению, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителей услуги. Эта услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления (ремонт и изготовление изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и др.).
Социально-культурная услуга — услуга по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителя услуги (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.).
Трактовка понятия «услуга» в различных документах неоднозначна. В Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) услуга определена как работа. В большинстве официальных документов применяются термины «работа» и «услуг а».
Бытовые услуги (услуги сферы бытового обслуживания) — материальные или социально-культурные услуги в сфере бытового обслуживания, оказываемые населению и отнесенные в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН 002) к бытовым.
Социально значимая бытовая услуга — результат деятельности исполнителей в сфере бытового обслуживания населения — обеспечение бытовыми услугами малоимущих граждан при поддержке отраслевых/территориальных органов исполнительной власти, направленное на удовлетворение необходимых минимальных потребностей малообеспеченного населения, имеющих социально-общественную направленность.
Эти услуги предоставляются малообеспеченному населению РФ. Периодичность их оказания определяется социальными нормами потребления на одного малообеспеченного (малоимущего) гражданина (гражданку) или малообеспеченную семью. Основными критериями отнесения граждан к различным группам малообеспеченных считаются тяжёлое материальное положение вследствие недостаточного пенсионного обеспечения, болезни, отсутствия других источников жизнеобеспечения, трудоспособных родственников, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, многодетность.
По стоимости социально значимые бытовые услуги подразделяют следующим образом:
частично оплачиваемые (со скидкой);
полной стоимости по доступным ценам; на основе адресной денежной компенсации. Размер скидки оплаты социально значимых бытовых услуг от цен, установленных прейскурантом предприятия, утверждается органами государственного управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом или без учета стоимости материалов, запчастей и др.
Нормы потребления социально значимых бытовых услуг устанавливаются распоряжением или постановлением в соответствующих субъектах РФ на основе минимальных потребностей малообеспеченного населения в бытовых услугах. Методики расчета минимальных социальных нормативов к социально значимым бытовым услугам содержатся в ГОСТ Р 52492.
Результат услуги — результат деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя, занимающегося удовлетворением соответствующей потребности потребителя услуги.
Процесс оказания услуги (процесс обслуживания) — совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации результата услуги или организации досуга.
Безопасность услуги — показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности недопустимых изменений (утраты) для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды.
Метод (способ) обслуживания потребителей — метод (способ) реализации потребителям продукции, организационных мероприятий в процессе предоставления услуги.
Форма обслуживания потребителей — разновидность или сочетание методов (способов) обслуживания потребителей.
Условия обслуживания потребителей — совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе предоставления услуги.
Показатель качества услуги — количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств, определяющих ее способность удовлетворить требования потребителя.
Номенклатура показателей качества — перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества услуг.
Контроль качества услуги (процесса оказания услуги) — деятельность по определению значений показателей качества услуги (процесса оказания услуги).
Оценка качества у слуги (процесса оказания услуги) — количественное или качественное определение степени соответствия показателя качества услуги (процесса оказания услуги) установленным требованиям.
Метод контроля качества услуги (процесса оказания услуги) — совокупность правил, принципов, средств, позволяющих контролировать качество услуги (процесса ее оказания).
Услуги и их характеристики. Услуги как объект управления
В современном мире обслуживающий сектор экономики огромен. В промышленно развитых странах на него приходится более двух третейВВП и почти половина всех расходуемых потребителем денег.
Сфера услуг представляет собой совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства выражается в реализации потребностей в услугах населения (физических лиц) и организаций (юридических лиц). Услуги как важные и незаменимые средства жизнеобеспечения входят в потребление наряду с продукцией и составляют основную часть фонда потребляемых населением благ.
Сфера услуг характеризуется наличием значительного числа предпринимателей, для которых деятельность в этой области является привлекательной. Во всем мире индустрия услуг значительно опережает сектор промышленности. По прогнозам специалистов в ближайшие годы объем торговли услугами может превысить соответствующий объем товарообмена, как на международном, так и на внутреннем рынке РФ.
В Российской Федерации деятельность сферы услуг растёт высокими темпами, а сама отрасль оказывает всё возрастающее влияние на экономику страны, характер и структуру потребления. В 1990г. на долю этой сферы в нашей стране приходилось 23% объёма ВВП, а число работающих в ней составляло 37% общей численности занятых. К началу 2006г. эти показатели составили соответственно 53,05 и 50%.
Сфера услуг охватывает практически все области человеческой деятельности. Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) установлено более 4000 видов услуг. Кроме того, деятельность в сфере услуг определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В этой классификации число таких видов деятельности составляет около 5000. Однако количество услуг, реально оказываемых населению РФ соответствующими службами, несопоставимо меньше. Сфера услуг России пока что отстает от других экономически развитых странах мира. Она требует значительных инвестиций, совершенствования форм и эффективного использования потенциальных ресурсов нашей страны.
В национальных стандартах РФ услуги, оказываемые населению, классифицируют по следующим основным признакам:
функциональному назначению;
особенностям технологии их предоставления;
видам (наименованиям) услуг;
степени значимости;