Системы управления

Факторы, определяющие необходимость изменения

Образовательная услуга. Процессы в системе образования

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Актуальность проблем обеспечения качества образования в РФ в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

· реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах и ссузах в 80-х–90-х годах ХХ века, обусловленное рядом известных объективных причин;

· переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования, а также систем управления и контроля качества для ссузов;

· усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

· вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

· регулярное проведение с 2001г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и других региональных конкурсов по качеству.

Автономность вузов

Сокращение ресурсов

Снижение эффективности воздействия уровня заработной платы как рычага управления

Развивающаяся конкуренция

Оценка вузов по достигнутым результатам

Увеличение числа студентов

Программа обеспечения качества высшего образования в Европе /Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование, 19.09.03/

Качество образования - основа развития общеевропейского пространства высшего образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов при этом:

- в Европе разрабатывается набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества;

- создаётся система проверки обеспечения качества;

- аккредитуются агентства и организации для
оценки систем обеспечения качества образования;

- в национальные системы по обеспечению качества включают:

· определение обязанностей участвующих органов и учреждений

· оценивание образовательных программ и вузов

· аттестацию и аккредитацию

· международное партнерство и сотрудничество.

Качество в системе образования (Модель СК ОУ МИСиС)

Качество образования - это содержание образования.

Обеспечение качества - это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. (Потенциал вуза - его возможности).

Качество подготовки выпускников - это уровень подготовки по дисциплинам и специальности, уровень образованности и воспитанности, творческое мышление, компетенции. (Результат использования потенциала вуза).

Система качества - система управления вузом на основе общепринятых требований стандартов (например, МС ИСО серии 9000).

Производственная аналогия для высшего образования приведена в табл. 3.3.

Таблица 3.3Производственная аналогиядля высшего образования

Высшее образование Производство
· Средняя школа · Поставщики
· Абитуриенты · Исходный материал (сырье)
· Студенты · Обрабатываемый в процессе продукт
· Курсы · Стадии процесса
· Выпускники · Конечный продукт
· Работодатели · Потребители
· Число выпускников, устроившихся на работу · Продажа
· Число выпускников, не устроившихся на работу · Непроданная продукция

Заинтересованные стороны вуза представлены на рис. 3.2

 
 

Рисунок 3.2 Заинтересованные стороны вуза

Внешние ценности (продукция) вуза

Специалисты различного уровня подготовки

Научная продукция

Учебно-методическая литература

Кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук)

Продукция производственной деятельности

Внутренние ценности вуза

Коллектив сотрудников

Научные школы

Материальная база

Система управления

Долговременные связи с поставщиками и потребителями

Учебно-методическая среда и технологии обучения

Социальная и культурно - воспитательная среда

Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон руководству организации необходимо:

Ø установитьсвои заинтересованные стороны и поддерживать способность сбалансировано отвечать на их потребности и ожидания;

Ø перевестиустановленные потребности и ожидания в требования;

Ø довести требования до сведения всего персонала организации;

Ø сконцентрировать усилияна улучшении процессов с целью обеспечения ценности для заинтересованных сторон .

Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей руководству организации надо:

Ø понять потребности и ожидания своих потребителей, в том числе
потенциальных потребителей;

Ø установить основные характеристики продукции, предназначенной для её потребителей и конечных пользователей;

Ø определить и оценить конкурентную обстановку на своем рынке;

Ø определить возможности рынка, слабые стороны и будущие преимущества в конкурентной борьбе.

Основные подходы к обеспечению качества подготовки специалистов вузе

ВКоммюнике Конференции Министров ответственных за высшее образование 2003 года достаточно большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и ее оценки. Это направление определено как приоритетное и в 2005 году будут рассматриваться промежуточные результаты.

На Конференции заявлено, что основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов.

Но сначала нужно договориться об основных понятиях.

Качество образования - это содержание образования, то есть качество самой образовательной программы.

Обеспечение качества - это факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству. Это учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. По сути это потенциал вуза, то есть его возможности в области образовательной деятельности.

Качество подготовки выпускников - это уровень подготовки по дисциплинам и специальности, уровень образованности и воспитанности, творческое мышление, компетенции. С точки зрения образовательной деятельности - это результат использования потенциала вуза.

Система качества - система управления вузом на основе общепринятых требований стандартов (ИСО 9000 и друге системы стандартов). А это можно рассматривать как гарантии вуза в области обеспечения качества и достижения целей.

Проблеме качества подготовки специалистов и ранее в СССР уделяли большое внимание, но заинтересованной стороной, чаще всего, выступало государство. Именно оно формулировало требования к выпускникам в виде квалификационных характеристик, профилей специалистов. Система государственного распределения предопределяла подготовку специалистов под конкретное производство (часто с узкой специализацией). Но это повышало ответственность вуза за качество подготовки, так как вузы имели постоянных партнеров, получающих их выпускников. Существовавшая система обеспечивала высокую моральную и материальную ответственность академической общественности за качество образования.

Система образования в новых социально-экономических условиях развития страны изменилась. Прежде всего, принятый Закон РФ «Об образовании» по-новому определил цели образования (образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства).

Закон Российской Федерации «Об образовании» установил автономность высших учебных заведений (статья 2). Это означает, что организация внутренней жизни вуза должна определяться самим вузом, не противореча при этом Уставу (это единственный документ, утверждаемый учредителем). Можно сказать, что в вузах введено самоуправление. Значит, вуз сам несёт ответственность за результаты образовательной, научной и производственной деятельности и должен сам предоставлять заинтересованным сторонам гарантии качества (в том числе студентам и их родителям).

В новых социально-экономических условиях возникли весьма специфические отношения «поставщик - потребитель» в системе подготовки кадров. Основным заказчиком выпускников вузов выступает государство, которое финансирует образовательную деятельность и выражает интересы потребителей путем лицензирования образовательных программ формирования плана приема для всех государственных вузов (теперь госзаказ). Но выпускник вуза приходит к конкретному работодателю и поэтому вузам необходимо создавать новую систему взаимоотношений с потребителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow