Конституция

Нормативный акт

Под нормативным актом понимается акт компетентного органа публичной власти, содержащий правила поведения общего характера.

Нормативный акт является актом абстрактного правотворчества (в отличие от судебного прецедента), это акт, который направлен на непосредственное установление абстрактных правовых норм, правил поведения общего характера.

Виды нормативных актов. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе на:

- конституции,

- законы,

- подзаконные акты.

Существует два обоснования, определения конституции.

1) С одной стороны, конституция может рассматриваться как основной закон государства, которому в рамках национальной правовой системы придаётся высшая юридическая сила. Она обусловлена тем, что этот закон (конституция) принимается в особом, усложнённом порядке. Это позитивистское объяснение.

2) Непозитивистское: конституция рассматривается как акт учредительного характера, которым народ реализует свою учредительную власть и учреждает государство. Соответственно, конституция не стоит в одном ряду с иными источниками права данной страны, поскольку все иные источники права являются актами, созданными органами государственной власти, а конституция создаётся органом учредительной власти и учреждает все остальные органы государства – отсюда высшая юридическая сила конституции среди источников права данной страны (социологическое истолкование).

Либертарное: конституция представляет из себя чистое воплощение права, набор принципов, которые образуют организацию государственной власти, она представляет собой позитивацию собственно права, обеспечивает государственный характер власти, и поэтому конституция обладает высшей юридической силой.

С точки зрения верховенства конституции способы принятия конституции могут обеспечивать это по-разному.

С позитивистской точки зрения все способы принятия конституции приемлемы, так как если это установлено в рамках данной правовой системы, значит, так и надо.

С непозитивистской точки зрения не все способы принятия конституции оправданы. Способы такие:

1) октроирование – то есть дарование конституции монархом. Не обсуждается.

2) наиболее широко распространённый – принятие конституции парламентом или некоторым выборным органом, формируемым на основе парламента (+ делегаты от местных представительных органов). С точки зрения понимания Конституции как акта учредительной власти принятие конституции парламентом не вполне корректно – нарушается принцип «никто не может быть судьёй в собственном деле», так как установлены «правила игры» для всех органов власти. Но парламентский способ принятия конституции является самым популярным, так как он наиболее экономичен, а эти моменты преодолеваются разными усложнёнными процедурами принятия конституции (последовательно двумя палатами, на совместном заседании палат итд.). В некоторых случаях в начале дополнительной процедуры возможен факультативный референдум – уже одобренные положения конституции могут быть вынесены на референдум.

3) Следующий способ – принятие конституции референдумом. Этот способ хорошо согласуется с пониманием конституции как акта учредительной власти, принадлежащей народу. Плох тем, что в процессе референдума невозможно такое обсуждение проекта конституции, которое позволяет вносить поправки, изменения, согласовывать текст документа. Кроме того, народ в целом не обладает должной квалификацией для принятия столь сложных текстов.

4) Принятие конституции конституантой – это специальный представительный орган, создаваемый специально для принятия конституции – Конституционное собрание, учредительное собрание итд.; потом этот орган распускается. Кроме того, для них существует запрет в течение определенного времени занимать выборные государственные должности – обеспечивается принцип «никто не может быть судьёй в собственном деле». И обеспечивается достижение квалифицированной процедуры. Но это очень долго и дорого, поэтому применяется редко.

Далее, конституции принято различать на писаные и неписаные.

Неписаные: наглядный пример – Конституция Великобритании. Она не может быть отнесена к нормативным актам, так как никакого единого нормативного акта из себя не представляет. Под конституцией фактически понимается массив правовых норм, которые выделяются по своему содержанию: они направлены на осуществление высшей государственной власти. Они могут содержаться в актах парламента, судебных прецедентах, конституционных соглашениях итд. То есть это весь комплекс правовых норм, которые регулируют процесс отправления высшей государственной власти в стране и положение человека в государстве и обществе.

Писаные делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированные представляют из себя конституции, существующие в виде единого акта, который обладает высшей юридической силой.

Некодифицированные включают в себя несколько нормативных актов, перечень этих нормативных актов конечен и известен. Они обладают высшей юридической силой, принимаются в особом порядке по сравнению с законами данной страны. Например, Конституция Албании до 1998 года существовала в виде нескольких некодифицированных актов, которые в совокупности образовывали Конституцию республики Албания.

Бывают смешанные варианты, когда конституция существует в виде кодифицированного акта, и существуют ещё некоторые акты, которым может тоже придаваться значение конституционного акта. Например, в Чехии – Конституция и Хартия основных прав и свобод. Правда, они не договорились, является ли она неотъемлемой частью конституции и обладает ли той же юридической силой. Она называется «неотъемлемой частью конституционной системы».

Кроме того, конституции принято делить на жёсткие и гибкие. Формально все конституции, существующие в кодифицированном виде, являются жёсткими, так как принимаются в особом усложнённом порядке в отличие от текущих законов страны, актов общего характера - даже некодифицированные конституции. За исключением Конституции Великобритании.

Иное основание различения:

- жёсткие конституции – это такие, порядок внесения изменений в которые очень сложен,

- гибкие – изменения вносятся в не очень сложном порядке.

Например, в ФРГ достаточно гибкая конституция, так как для внесения в неё изменений достаточно 2/3 голосов Бундестага и Бундесрата. В США жесткая, так как более сложная процедура внесения изменений.

Конституции делятся на:

- реальные – установленные которыми правила реально действуют в связи с осуществлением государственной власти,

- фиктивные – не применяются.

Конституции бывают:

- правовые – основываются на идеях верховенства права, свободы человека, разделения властей,

- неправовые – устанавливают неправовую с точки зрения либертарного понимания права организацию власти, которая не признаёт органы государственной власти связанными и ограниченными правами и свободами человека.

ЛЕКЦИЯ 8 (28.03.07)

Характерный признак федерации – признание учредительной силы за субъектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: