Сферы и пределы правового регулирования

Правовое регулирование

Пределы действия нормативного акта по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

По общему правилу, пределы действия нормативного акта в пространстве определяются,

1) во-первых, государственной территорией (критерии её определения см. в международном праве),

2) во-вторых, пространственные пределы действия нормативного акта определяются пространственной компетенцией издавшего их органа. Например, ФЗ издаются парламентом, чья компетенция распространяется на всю территорию, законы субъектов федерации действуют в субъектах федерации, решения органов местного самоуправления действуют в границах муниципального образования.

3) Кроме того, в самом акте может содержаться указание та те территориальные пределы, в которых он действует. Например, в особой экономической зоне или, другой пример – особые правила пребывания в заповедниках или заказниках.

Общий принцип: законы и иные нормативные акты действуют в отношении всех граждан государства, всех лиц, находящихся на территории данного государства. Законы данного государства действуют в отношении граждан данного государства, находящихся за границей. Законы данного государства действуют на лиц, находящихся на его территории.

Исключение для дипломатических представителей: дипломатический иммунитет. Он не означает полного изъятия соответствующих лиц из-под действия законов страны пребывания, они должны ими руководствоваться, он только означает их неответственность в случае совершения каких-либо противоправных действий.

В нормативном акте может содержаться указание на тот круг лиц, в отношении которых данный закон действует. Например, закон о воинской службе - касается граждан РФ мужского пола определенного возраста, закон о пенсионном обеспечении…

Принцип, который позволяет отличить нормативный акт от индивидуального акта: указание на круг лиц должно быть сформулировано абстрактно-формально, он должен определяться по общим, родовым признакам.

Под правовым регулированием понимается процесс упорядочивающего воздействия права на общественные отношения.

1) Сферы и пределы

2) Принципы

3) Стадии

Здесь мы должны определить, какие общественные отношения могут и должны подлежать правовому регулированию и какие не могут и не должны.

Имеется два варианта решения этого вопроса.

Легистский позитивизм: предлагает два варианта

- (дурацкий) отсутствуют какие-либо пределы правового регулирования – любое общественное отношение может быть урегулировано правом. (Были, в частности, такие примеры законодательных актов: о пожаре сообщать за 2 часа до его начала; в военных поселениях рожать мальчиков, а за рождение девочек платить штраф).

- правовому регулированию подлежат те отношения, которые объективно возможно контролировать с помощью средств государственного принуждения - те, которые возникают в процессе внешне выраженного, волевого, осознанного поведения людей. Регулировать процесс человеческих помыслов невозможно. Государство может влиять только на такое поведение человека, которое является результатом его осознанного, волевого выбора. Невозможно воздействовать на поведение лиц, которые являются недееспособными (неспособны понимать значение своих действий и руководить ими).

С точки зрения либертарной концепции правопонимания, эти пределы определяются похоже, только обосновывается это иначе. Во-первых, действительно, правовому регулированию подлежит внешне выраженное, осознанное волевое поведение – так как оно может представлять потенциальную опасность для прав, свобод и законных интересов других лиц.

Волевое, осознанное поведение – это поведение таких лиц, которые действуют на основе собственной свободы воли. Право регулирует поведение человека как свободного субъекта – субъекта, обладающего свободой воли.

Ещё один признак отношений, подлежащих правовому регулированию – это должны быть отношения формального характера, то есть отношения, в которых человек выступает носителем определенной социально-правовой роли, а не вообще как человек.

Методы правового регулирования – то, каким образом с помощью права можно воздействовать на общественные отношения, поведение людей.

Общепризнанным является наличие двух методов: императивного и диспозитивного.

Чётко определять те или иные способы воздействия как императивные / диспозитивные некорректно, а можно говорить о преобладании императивности / диспозитивности в определенном правиле поведения.

Как правило, в позитивистской традиции ограничиваются указанием на императивный или диспозитивный метод регулирования.

Либертарная теория права: здесь общим признаётся метод формального равенства – человек, попадающий в определенную ситуацию, исполняющий определенную роль, признаётся равным любому иному лицу, исполняющему ту же роль в той же ситуации.

Ещё два метода: метод общих дозволений и метод общих запретов:

- частным лицам разрешено всё, что не запрещено правом. Запрещено может быть то, что нарушает права и свободы других лиц, общий порядок.

- для публичных лиц, наделенных властными полномочиями, запрещено всё, что не разрешено, а разрешено может быть лишь то, что необходимо для защиты прав и свобод человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: