Законы
Существует несколько пониманий закона:
- в формальном смысле (НПА, принятый органом законодательной власти),
- в материальном смысле (в ВБ – все нормативно-правовые акты).
Непозитивизм: закон как акт – форма выражения права. Принимается в порядке, установленном для позитивации права, то есть с соблюдением процедуры, обеспечивающей формально равное участие в законотворчестве лиц с разными социальными интересами.
Высшая юридическая сила закона обеспечивается именно тем, что он принимается в рамках такой процедуры.
Классификация по юридической силе:
1. принимаемые в особом порядке (усложненном) – конституционные законы.
В РФ под конституционными законами понимают:
- законы, образующие Конституцию,
- вносящие изменения и дополнения в Конституцию,
- принимаются по оговоренным в Конституции вопросам в специальном порядке (большая юридическая сила).
В РФ конституционные законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции. По иному вопросу нельзя. 2/3 голосов депутатов Государственной Думы, ¾ голосов членов Совета Федерации => не подлежат отлагательному вето Президента.
|
|
Обладают большей юридической силой по сравнению с ФЗ.
Закон о поправках к Конституции не является ФКЗ.
Отличаются по предмету регулирования и по порядку принятия. ФКЗ подлежат ратификации в субъектах РФ. По юридической силе – как у Конституции.
В зарубежных странах наши ФКЗ называются органическими законами (или законами специального большинства).
Учредительные акты автономных образований (в Италии и Испании) – для их принятия установлен особый порядок, они одобряются парламентом (путём принятия закона).
2. текущие законы:
- кодифицированные,
- некодифицированные.
Консолидированные акты – объединение норм из разных актов по одному вопросу, объединяются без изменений.
Модельный закон – по сути это не закон.
Бланкетные законы устанавливают общие принципы регулирования. ФЗ «О судебной системе».
Подзаконные акты принимаются на основе и во исполнение закона, обладают меньшей юридической силой.
Акты делегированного законодательства и регламенты палат парламента – это не законы, они не принимаются по должной процедуре.
Отличие от НПА: не принимаются на основе и во исполнение закона, их юридическая сила определяется сложно.
Регламенты палат парламента определяют порядок их деятельности и организацию. Регламент должен приниматься на основе Конституции.
Делегированное законодательство - акты, принимаемые правительством или Президентом по вопросам, отнесенным к законодательной компетенции парламента на основании специального полномочия.
|
|
Два подхода:
1) Принимаются как акты президента или правительства на основании специальных полномочий, которыми наделяет парламент. Устанавливаются общие принципы, срок.
Италия, Испания.
Законодательные декреты. Рассматриваются наравне с законом.
В ВБ, Франции, ФРГ – подзаконные акты, контроль в рамках административной юстиции и судов.
2) Акты, которые правительство может принять в условиях чрезвычайной ситуации, но которые в течение определенного срока должны быть одобрены парламентом.
Декрет – закон.
Такие акты не могут быть приняты по вопросам органических законов, не могут иметь обратную силу.
Инициатива принятия НПА исходит из закона. (?)
Регламентарная власть во Франции: во Франции парламент не обладает универсальной законодательной властью.
Подзаконные акты принимают органы исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления.
Это акт компетентного органа публичной власти.