Подзаконные акты. Существует несколько пониманий закона

Законы

Существует несколько пониманий закона:

- в формальном смысле (НПА, принятый органом законодательной власти),

- в материальном смысле (в ВБ – все нормативно-правовые акты).

Непозитивизм: закон как акт – форма выражения права. Принимается в порядке, установленном для позитивации права, то есть с соблюдением процедуры, обеспечивающей формально равное участие в законотворчестве лиц с разными социальными интересами.

Высшая юридическая сила закона обеспечивается именно тем, что он принимается в рамках такой процедуры.

Классификация по юридической силе:

1. принимаемые в особом порядке (усложненном) – конституционные законы.

В РФ под конституционными законами понимают:

- законы, образующие Конституцию,

- вносящие изменения и дополнения в Конституцию,

- принимаются по оговоренным в Конституции вопросам в специальном порядке (большая юридическая сила).

В РФ конституционные законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции. По иному вопросу нельзя. 2/3 голосов депутатов Государственной Думы, ¾ голосов членов Совета Федерации => не подлежат отлагательному вето Президента.

Обладают большей юридической силой по сравнению с ФЗ.

Закон о поправках к Конституции не является ФКЗ.

Отличаются по предмету регулирования и по порядку принятия. ФКЗ подлежат ратификации в субъектах РФ. По юридической силе – как у Конституции.

В зарубежных странах наши ФКЗ называются органическими законами (или законами специального большинства).

Учредительные акты автономных образований (в Италии и Испании) – для их принятия установлен особый порядок, они одобряются парламентом (путём принятия закона).

2. текущие законы:

- кодифицированные,

- некодифицированные.

Консолидированные акты – объединение норм из разных актов по одному вопросу, объединяются без изменений.

Модельный закон – по сути это не закон.

Бланкетные законы устанавливают общие принципы регулирования. ФЗ «О судебной системе».

Подзаконные акты принимаются на основе и во исполнение закона, обладают меньшей юридической силой.

Акты делегированного законодательства и регламенты палат парламента – это не законы, они не принимаются по должной процедуре.

Отличие от НПА: не принимаются на основе и во исполнение закона, их юридическая сила определяется сложно.

Регламенты палат парламента определяют порядок их деятельности и организацию. Регламент должен приниматься на основе Конституции.

Делегированное законодательство - акты, принимаемые правительством или Президентом по вопросам, отнесенным к законодательной компетенции парламента на основании специального полномочия.

Два подхода:

1) Принимаются как акты президента или правительства на основании специальных полномочий, которыми наделяет парламент. Устанавливаются общие принципы, срок.

Италия, Испания.

Законодательные декреты. Рассматриваются наравне с законом.

В ВБ, Франции, ФРГ – подзаконные акты, контроль в рамках административной юстиции и судов.

2) Акты, которые правительство может принять в условиях чрезвычайной ситуации, но которые в течение определенного срока должны быть одобрены парламентом.

Декрет – закон.

Такие акты не могут быть приняты по вопросам органических законов, не могут иметь обратную силу.

Инициатива принятия НПА исходит из закона. (?)

Регламентарная власть во Франции: во Франции парламент не обладает универсальной законодательной властью.

Подзаконные акты принимают органы исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления.

Это акт компетентного органа публичной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: