Действие источников права

Наднациональные акты

Нормативный договор

Нормативный договор направлен на установление абстрактных правил поведения.

Волеизъявление двух и более субъектов, обладающих правотворческой компетенцией.

Имеет признаки договора, не односторонний акт.

Содержит признаки нормативного акта, устанавливает общеобязательные правила поведения.

- международные,

- внутригосударственные.

Органы международных организаций не обладают законодательными полномочиями по изданию актов, касающихся прав и свобод граждан.

В ЕС иначе: через органы государств-членов или непосредственно.

Конвенция 1950г.

Лекция 9 (04.04.07)

Действие прецедента во времени и по кругу лиц – сложный вопрос.

Как правило, считается, что он имеет обратную силу (если создаётся норма впервые).

Что касается применения судами прецедентов, созданных в ранее рассмотренных делах, то такой проблемы не возникает. Вопрос действия судебных прецедентов во времени покрывается проблемой вступления в законную силу решения суда. С момента вступления решения в законную силу обретает силу прецедент, сформулированный в данном решении.

Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц в правовой системе РФ

Общий принцип действия нормативных актов во времени – принцип запрета обратной силы закона (или иного нормативного акта). Нормативный акт должен распространять своё действие только на те отношения, которые возникают после его вступления в силу. Обратное действие закона недопустимо, за исключением тех случаев, когда в самом тексте закона указано, что он имеет обратную силу. Исключение - если данный акт устраняет или смягчает ответственность за какое-либо противоправное деяние. Обратный принцип: акт, устанавливающий противоправность или наказуемость деяния или усиливающий ответственность за деяние, никогда не должен иметь обратной силы. Орган, принявший этот акт, не вправе придать ему обратную силу.

Конституция устанавливает недопустимость придания обратной силы закону, который ухудшает положение налогоплательщиков. Применительно к этому положению имеется несколько решений Конституционного Суда, которые конкретизируют это положение: имеется в виду не только формальное, но и фактическое придание закону обратной силы. Формальное: с такого-то числа повышается ставка налогообложения. Фактическое – без формального придания обратной силы: с 4 апреля вступает в силу закон, что налогооблагаемый период – полгода. То есть фактически он вступает в силу с 1 января. Поэтому Конституционный Суд в одном из своих решений признал такое положение недопустимым как противоречащим конституционному принципу запрета придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщиков.

Обратная сила закона (в решении о ввозе импортных автомобилей и пошлине) – здесь речь шла об обратной силе закона, так как закон вступал в силу со дня опубликования, а должен был в течение 10 дней с момента опубликования. Закон вступает в силу по общему правилу в течение 10 дней после опубликования, если не установлено иное. Поэтому Конституционный суд решил, что вступление закона в силу в день опубликования означает придание закону обратной силы. Но скорее, здесь нарушается принцип правовой определенности, законных ожиданий. Обратная сила тут ни при чём, но конституционный суд фактически установил, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут вступать в силу ранее чем по истечении 10 дней с момента опубликования.

Закон может иметь или прямое (перспективное) действие, или обратное действие, а также существует ещё третий вариант действия закона во времени: так называемое немедленное действие закона (иного нормативного акта) предполагает, что закон с момента своего вступления в силу начинает действовать в отношении тех правоотношений, которые уже имелись и развивались на момент его вступления в силу. Оно достаточно распространено в отношении процессуального и социального законодательства.

Например, закон, который с первого апреля увеличивает пенсии. Если перспективное действие, то были бы повышены только те пенсии, которые были назначены после его вступления в силу. Если бы придали обратную силу, то все пенсии, назначенные ранее, должны были бы быть повышены и вся разница подлежала бы выплате. Немедленное действие: все новые пенсии назначаются в повышенном размере, все ранее назначенные тоже подлежат выплате в новом размере.

Процесс: те или иные положения процессуального законодательства также обычно действуют немедленно после вступления в силу. Например, изменяется порядок производства какого-либо следственного действия. Перспективное действие означает, что закон действовал бы только на следственные действия по делам, которые возбуждены после вступления закона в силу. Обратное – все ранее произведенные следственные действия были бы недействительными. Немедленное: все следственные действия, которые совершаются по уже сейчас возбуждённым уголовным делам, совершаются так, а совершенные по делам, возбуждённым ранее – признаются действительными, если совершены в соответствии с законом, действовавшим на тот момент.

Это один из общепринятых принципов в европейской правовой системе, он применяется даже когда немедленное действие может ухудшить положение обвиняемого итд. Принцип немедленного действия процессуального законодательства должен являться общепризнанным.

Немедленное действие закона является в ограниченной мере признанием возможности обратного действия закона, но не полного обратного действия, а обратного действия, ограниченного самим моментом вступления закона в законную силу.

Существуют специальные установленные в законе периоды времени, иные обстоятельства, которые ограничивают придание обратной силы закону. Например, закон об ограничении пенсий: можно предусмотреть, что его действие начинается не только с момента его вступления в силу, но он и имеет обратное действие и устанавливается необходимость перерасчёта пенсий начиная с 1 января, несмотря на то, что вступает в силу с 1 апреля.

Иногда закон может увязывать придание его положениям обратной силы с каким-либо обстоятельством. Например, закон о регистрации прав на недвижимое имущество: права на недвижимое имущество подлежат регистрации, если их правообладатель собирается совершать с этим имуществом какие-либо сделки, подлежащие регистрации. Таким образом, регистрация прав на имущество, которые возникли до вступления в силу этого закона, связана с необходимостью совершать сделки, подлежащие регистрации.

Существуют разные правила, определяющие порядок вступления нормативного акта в силу. Как правило, порядок вступления нормативного акта в силу увязывается с двумя обстоятельствами: принятием нормативного акта и его опубликованием. Общий принцип, закреплённый в Конституции РФ, такой: неопубликованный закон не применяется. Таким образом, закон не может вступить в силу, если он не опубликован. Это распространяется и на иные нормативные акты, которые имеют общенормативный характер или затрагивают права и свободы человека.

Соответственно, в РФ применительно к разным видам нормативных актов существует различный порядок из опубликования и вступления в силу, разные сроки. Объяснить это невозможно.

ФЗ и ФКЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их принятия. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определяет дату принятия закона: законы должны быть опубликованы в течение семи дней после подписания их Президентом.

Датой принятия ФЗ является дата его принятия Государственной Думой. Но оно отнюдь не завершает законодательный процесс (потом он идёт в СФ, к Президенту).

ФКЗ: датой его принятия является дата его одобрения обеими палатами парламента. Но они не могут одобрить в один день. И этим не завершается законодательный процесс, хоть в отношении ФКЗ Президент не имеет права вето, однако он его подписывает.

ФЗ и ФКЗ должны быть опубликованы не позднее 7 дней после их подписания Президентом, именно этим и завершается законодательный процесс и только такой закон может рассматриваться как принятый в надлежащем порядке.

Акты палат Федерального Собрания публикуются (в Российской газете или Собрании российского законодательства) в течение 10 дней после их принятия.

Вступают в силу в течение 10 дней после опубликования в обоих случаях.

Иногда дату опубликования установить невозможно, если закон опубликован и в Российской газете, и в Собрании законодательства РФ. Так как в Собрании законодательства указывается дата подписания издания в печать.

Фактически, если эта дата значима, её можно определить по дате публикации в Российской газете (закон, опубликованный в ней, считается обнародованным).

Нормативные указы Президента должны быть опубликованы в течение 10 дней, вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования (там же).

Акты правительства должны быть опубликованы в течение 15 дней после их принятия и вступают в силу после их опубликования.

Акты федеральных органов исполнительной власти нормативного характера подлежат опубликованию, если затрагивают права и свободы человека, статус организаций или носят межведомственный характер, за исключением случаев, когда они содержат сведения, относящиеся к государственной тайне или данные, имеющие конфиденциальный характер (данные, идентифицирующие личность человека, служебная тайна, коммерческая тайна профессиональная тайна, врачебная, адвокатская, тайна переписка), сведения о патентах, полезных моделях и промышленных образцах, пока они соответствующим образом не зарегистрированы и эта информация не обнародована. Когда они содержат такие сведения, они не подлежат опубликованию.

Те акты, которые подлежат государственной регистрации и опубликованию, по истечении 10 дней отправляются в Министерство юстиции для государственной регистрации, которая должна осуществляться в течение 15 дней, в случае необходимости срок может быть продлен на 10 дней – 1 месяц; после регистрации эти акты подлежат опубликованию в течение 10 дней (в Российской газете, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти), вступают в силу в течение 10 дней после официальной публикации. Акты, подлежащие регистрации, но не подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу сразу после регистрации.

Все эти сроки действуют, если в акте не установлен иной срок вступления в силу (1)путём установления даты, с которой вступает в силу, 2)указанием на некоторое событие, которое обусловливает вступление акта в силу (например, со вступлением в силу другого акта – например, Земельный кодекс и Гражданский кодекс)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: