Правотворчество и правообразование

Стадии правового регулирования

1) Стадия правотворчества

2) Стадия реализации права

С точки зрения классического легистского позитивизма процесс происхождения права отождествляется с процессом правотворчества. Поэтому эти два понятия – правотворчество и правообразование, их специфическое содержание бывает различным с точки зрения разных типов правопонимания, а с точки зрения классического легизма различия нет.

Правотворчество по Марксу – процесс возведения государственной воли в закон, процесс придания государственной воле определенной юридически значимой формы, в результате чего государственная воля приобретает характер общеобязательного закона.

В ряде работ иногда пытаются проводить различие между правотворчеством и правообразованием. Правообразование понимают как подготовительную и неформализованную стадию правотворческого процесса. Как пишут некоторые авторы (напр., Пиголкин), правообразование – процесс формирования государственной воли. Он состоит в изучении состояния определенной сферы общественных отношений, мнений научных учреждений, практики в других странах. Это процесс формирования позиции относительно того, как необходимо урегулировать ту или иную сферу общественных отношений.

Правотворчество – формализованный и регламентированный правовыми нормами процесс подготовки и принятия нормативных актов.

С точки зрения социологического позитивизма правообразование – определенный исторический процесс формирования общественных отношений и складывания правил поведения в этих общественных отношениях. Законодатель должен адекватно их воспринимать и выражать в законе.

С точки зрения либертарной концепции данная проблема понимается примерно так же, но если для социологического позитивизма правовые нормы – это любые правила поведения, то с точки зрения либертарной концепции правообразование предполагает отношения определенного вида – отношения свободного эквивалентного обмена, где существует формальное равенство.

Процесс правотворчества представляет из себя процесс воплощения уже сложившихся правил поведения в тех или иных источниках права в формальном смысле.

Нерсесянц предложил использовать термин «правоустановление» вместо правотворчества, так как государство не творит право, а лишь придаёт официально-властную форму правилам поведения, уже сложившимся в обществе, фиксирует в нормативных актах, что есть право. В таком смысле правотворчество может определяться как процесс позитивации права, придания правилам поведения, действующим в отношениях между людьми, позитивной формы.

Позитивация предполагает конкретизацию или формулирование принципов правовой регуляции, придание им вида конкретных правил (моделей поведения в конкретной ситуации), придание формы, доступной для восприятия, воплощенной в определённом виде (в источнике права).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: