Субъекты правотворчества
Субъекты правотворчества / правоустановления – те лица, которые могут создавать источники права в формальном смысле. Различают 3 группы субъектов правотворчества:
- государство, его органы, должностные лица, иные лица, наделённые публично-властными полномочиями. Это основные субъекты правотворчества, так как в современном обществе право воплощается в форме официально-властных актов, их авторитетность обеспечивается тем, что они исходят от государства или тех лиц, которым государство предоставляет правотворческие полномочия;
- социальные общности (естественно, исторически сложившиеся). Ими возможно создание двух видов источников права: обычаев (правило, которое формируется в процессе жизнедеятельности той или иной социальной общности), принятие актов в порядке референдума;
- частные лица (лица, не наделённые публично-властными полномочиями) – говорим о них, когда 1) речь идёт о создании правовой доктрины как источника права; 2) когда государство в той или иной мере признаёт за частными лицами нормотворческие полномочия (например, корпоративные акты, нормативные договоры).
Таким образом, во-первых, государство, его органы, должностные лица являются основными субъектами правотворчества; во-вторых, для того, чтобы те или иные источники права, созданные негосударственными субъектами правотворчества, признавались в качестве источников права, государство должно признать правотворческие полномочия данных субъектов и, соответственно, признать создаваемые ими акты в качестве источников права. Признание это может осуществляться в различных формах:
- в отношении актов, которые создаются в повседневной жизни частных лиц, это признание осуществляется последующим санкционированием правового обычая, признанием текста источником права,
- принятие закона на референдуме, заключение коллективного договора: государство управомочивает данных лиц на осуществление правотворчества, регламентирует из правотворческую деятельность.
Применительно к созданию различных видов источников права, стадии правотворческой деятельности имеют свою специфику. Нельзя говорить о стадиях применительно к созданию обычая и доктрины, так как она не формализована. Применительно к остальным источникам стадии можно установить.
1) Первая стадия – правотворческая инициатива – внесение предложения о создании того или иного источника права или предложение проекта источника права. Это общая стадия любого правотворческого процесса, однако применительно к некоторым видам правотворческого процесса может иметь формально-юридическое значение: когда она подлежит обязательному рассмотрению компетентным правотворческим органом (такой является законодательная инициатива), и этот орган её может принять или отклонить.
Аналогично конституционная инициатива, инициатива проведения референдума.
Большинство законов о референдуме устанавливает определенное регулирование относительно того, какая группа лиц может обращаться за проведением референдума итд…
Сложно говорить вообще о какой-либо правовой инициативе применительно к созданию судебного прецедента, так как обращение в суд с исковым заявлением порождает обязательство суда рассмотреть дело, но не порождает обязанности суда создать прецедент в процессе разрешения спора. Правовая инициатива не выражена в виде отдельного формализованного действия судей в процессе разрешения спора, просто судьи формулируют некоторые положения, становящиеся в дальнейшем прецедентом.
3) Рассмотрение проекта того или иного юридического текста / источника права.
4) Принятие юридического текста / источника права.
5) Обнародование, вступление в силу.