а) Предмет курса социологии.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно – следственный связей в процессе социальных отклонений между людьми. А также взаимодействий между людьми и группами.
Социология также включает в себя изучение традиций, структуры социальных институтов, возникающих в ходе взаимодействия сил, которые их объединяют или ослабляют. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабах, а также различные процессы, которые вызывают стабильность или изменение в обществе.
Первопричинами предмета социологии являются два понятия – социальный статус и социальная роль. Первое дает статистическую, а второе – динамическую картину мира.
Предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.
Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового значения.
|
|
б) Задачи социологии.
Одной из основных задач социологии является эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим исследованиям. Между тем многие ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще. В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого. Другая важная задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности.