Содержание
Контрольные вопросы к гл. 2
Оценка результатов обучения
Киркпатрик разработал набор из четырёх критериев для разработки результатов труда: реакцияи, обученность, поведение и результаты стажёров (обучаемых).
Реакции – это впечатления стажёров, информация о которых обычно получается после окончания занятий посредством ответов на вопросы.
Обученность, как правило, измеряется с помощью тестов, которые проводят до и после обучения
Поведение относится к изменению в поведении работников на рабочем месте после обучения и обычно оценивается стажёрами и теми, кто работает рядом с ними (коллегами, менеджерами, подчинёнными).
Результаты относятся к изменениям конечных результатов деятельности организации, вызванным изменениями в поведении обучавшихся (например, увеличение производственных показателей и др.).
Обучение приобретает всё большее значение благодаря технологическому прогрессу, потребностям работников в большем вовлечении в процесс принятия решений и интересу организаций к развитию рабочей силы.
|
|
1. Области применения УЧР (общая характеристика)
2. Специфика применения методов УЧР в области карьеры
3. Специфика применения методов УЧР в области обучения
4. Специфика применения методов УЧР в области дисциплины
Литература по теме «Области применения методов УЧР»:
1. «Основные области применения методов управления человеческими ресурсами» в энциклопедии «Управление человеческими ресурсами» Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 657 – 904 (по данной проблеме – 16 статей разных авторов). В том числе:
2. Торрингтон Дерек. Дисциплина и увольнение / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 693 – 708.
3. Тэйлор Пол. Обучение / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 876 – 893.
4. Хэрриот Питер. Карьера // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 657-675.
III р. ПРОБЛЕМА РОЛИ КУЛЬТУРЫ В УЧР (6 час.)
Понятие организационной культуры
Организационные и национальные культуры
Различия национальных культур
Национальная культура и функционирование организаций
Аспекты организационной культуры
Управление организационными культурами
Управление культурными различиями в многонациональной организации
Культурные модели в международном менеджменте
Классификация обществ по отношению к основным проблемным зонам: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения
Программы-тренинги, повышающие профессионализм менеджеров в области межнациональной организационной культуры
|
|
Понятие организационной культуры в английском языке стало популярным с начала 80-х гг. XX в. в литературе по вопросам управления также часто используется термин «корпоративная культура». Несмотря на то, что понятие организационной культуры занимает центральное место в теории организационного поведения, его смысл остаётся смутным, противоречивым и трактуется по-разному. С одной стороны, неясность и неоднозначность этого понятия является препятствием к развитию теории культуры, с другой, – позволяет теоретикам свободно применять понятие культуры к широкому спектру ситуаций.
Основные значения термина «культура» в организационных теориях:
· совокупность ценностей, мифов, символов, историй и артефактов[13], которые являются общими для членов организации;
· общность базовых ценностей, существующих внутри наций или любой другой политической (социальной) единицы.
При отсутствии чёткого определения организационной культуры основной упор делается на её признаки и компоненты. Наиболее очевидные проявления организационной культуры:
- мифы и истории, которые циркулируют в организации;
2. символы, в том числе – логотипы, оформление продукции, дизайн офиса, наличие или отсутствие униформы);
- язык, используемый в организации.
Хотя нет единогласно принятого определения, большинство автором публикаций по данной проблеме соглашаются, что организационную/корпоративную культуру можно охарактеризовать следующими параметрами:
- Целостность, системность.
- Историческая определённость (отражает историческое развитие организации).
3. Сформированность на социальной основе (создаётся и поддерживается группой людей, которые вместе формируют организацию)
- Ненавязчивость, мягкость воздействия.
- С трудом поддаётся изменениям.
По взглядам на организационную культуру авторов можно разделить на две группы: одни считают – это то, чем обладает любая организация, другие – то, чем она является. Первое утверждение привело к созданию аналитического подхода и к увлечённости изменениями в организации. Оно преобладает среди менеджеров и консультантов по вопросам управления. Второе послужило появлению синтетического подхода и пристального внимания к вопросам понимания культуры, что является прерогативой исследований академической науки. В данной теме будет рассмотрен первый подход (организация обладает культурой), но с учётом некоторых принципов второго подхода (в вопросах, касающихся культуры как целого).