Различия национальных культур

В исследования по данной проблеме выделяется пять независимых измерений, определяющих различия национальных культур: дистанция власти, индивидуализм/коллективизм, мужественность/женственность, стремление к определённости и долгосрочная ориентация.

Дистанция власти – степень, начиная с которой наименее влиятельные сотрудники организаций и социальные институты (например, семьи) воспринимают и полагают, что власть распределена неравномерно. Это отражает представление о неравноправии снизу, а не сверху. На поведение людей в организации в значительной степени влияет ранее приобретённый ими опыт отношений в семье и школе, ожидания и страхи по отношению к начальству представляют собой проекцию отношений с отцом, матерью и учителями. Для того, чтобы понять руководителей, коллег и подчинённых в другой стране, необходимо знать о национальных особенностях их отношений в семье и школе.

Индивидуализм / коллективизм – это степень интеграции человека в группу. На полюсе «индивидуализм» находятся общества, в которых связи между индивидуумами слабые: от каждого ожидается, что он/она сам/сама будет заботиться о себе и своей семье. На полюсе «коллективизм» находятся общества, в которых люди с самого рождения интегрированы в сильные, сплочённые группы (часто это расширенный семьи), которые непрерывно их защищают в обмен на абсолютную приверженность. Большинство существующих культур занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями.

Мужественность/женственность относится к распределению ролей между мужчинами и женщинами для определения диапазона методов решения проблем.

Исследования показывают, что в разных обществах ценности женщин меньше отличаются друг от друга, чем ценности мужчин, и что ценности мужчин в разных странах могут содержать параметры от чрезмерной самоуверенности и настроенности на совершенство и максимального отличия от женских ценностей, с одной стороны, до скромности, заботливости и близости к женским ценностям – с другой. Если в обществе преобладает тенденция к самоутверждению личности, то его называют «мужественным», а если преобладают тенденции к проявлению скромности и заботливости, то – «женственным». женщины в женственном обществе обладают такими же тенденциями к скромности и заботливости, как и мужчины; в мужественных обществах женщины также проявляют тенденции к самоуверенности и конкуренции, но не в такой степени, как мужчины, и поэтому в таких обществах наблюдается тенденция к расхождению в ценностях мужчин и женщин.

Стремлениеизбежать неопределённости – обусловливается степенью терпимости к общества к неопределённости и двусмысленности. Оно указывает, в какой степени культурное программирование позволяет членам общества ощущать комфорт или дискомфорт в неопределённой, неустойчивой ситуации. неопределённая ситуация нестандартна, неизвестна, непредсказуема, отличается от обычной. культуры, стремящиеся избежать неопределённости, пытаются минимизировать вероятность таких ситуаций, создавая строгие законы и правила, меры безопасности и защиты, а на уровне философии и религии – веру в абсолютную истину. Люди в таких странах более эмоциональны и мотивируются внутренней нервной энергией.

В противоположном типе культуры неопределённость воспринимается спокойно, люди более терпимы к инакомыслию, правил; они стараются «изобретать» как можно меньше, с позиций философии и религии действуют как «релятивисты», т. е. признают относительность чего бы то ни было и позволяют сосуществовать рядом многим течениям. Люди в этой культуре (культуре, терпимой к неопределённости) более флегматичны, не склонны открыто выражать свои эмоции.

Различия между культурами в отношении неопределённости на рабочем месте отмечены ниже в таблице «Последствия различий национальных культур для работы».

Долгосрочная/краткосрочная ориентация выражается в отношении к различным ценностям. Так, ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчётливостью и напористостью; ценности, связанные с краткосрочной ориентацией, определяются уважением к традициям, выполнению социальных обязательств, стремлением не терять «своего лица». Как положительные, так и отрицательные ценности этого измерения можно найти у китайского мыслителя Конфуция, жившего за 500 лет до нашей эры. Этот показатель можно применить и к обществам, которых не коснулось конфуцианство.

Примечание. В приведённой ниже сравнительной таблице нет данных по этому показателю в виду отсутствия значимых результатов исследований этой области.

Наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских стран, а наиболее низкая – для германских.

Индивидуализм преобладает в развитых и западных странах, коллективизм – в менее развитых и восточных странах. Промежуточное положение занимает Япония.

Наиболее высокий показатель мужественности в Японии, в некоторых европейских странах (Германия, Австрия, Швейцария); умеренно высокий показатель – в англоговорящих странах; наиболее низкий – в скандинавских странах и Голландии, а умеренно низкий – в некоторых латинских и азиатских странах (например, Франции, Испании и Таиланде).

Показатель стремления избежать неопределённости самый высокий в латинских странах, в Японии и странах, говорящих на немецком языке, а самый низкий – в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре.

Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее.

Группировка стран по показателям указывает на определённые корни культурных различий. У стран, обладающих похожими показателями, вероятно, существует сходство в историческом развитии. Так, все латинские страны имеют относительно высокие показатели дистанции власти и стремления избежать неопределённости. Это объясняется тем, что латинские страны (говорящие сегодня на романских языках – испанском, португальском, французском, итальянском) унаследовали некоторые элементы цивилизации Римской империи, для которой было характерно наличие централизованной власти и законодательной системы, действие которой распространялось на любого человека империи. Это способствовало формированию таких ценностей, как централизация, породившая большую дистанцию власти, акцент на законодательстве, породивший сильное стремление избежать неопределённости. В китайской империи также существовала централизация, но там практически отсутствовала непреложная система законов, так империя управлялась скорее людьми, чем законами. В настоящий момент, страны, на которые распространяются китайские традиции, отличает большая дистанция власти, но умеренно низкое стремление избежать неопределённости. Германской части Европы, включая и Великобританию, никогда не удавалось сформировать длительную, общую, централизованную власть, и страны, унаследовавшие эту цивилизацию, демонстрируют небольшую дистанцию власти.

Показатели по этим пяти аспектам статистически соотносятся с со многими другими данными по странам. Так, дистанция власти сопоставляется с применением силы во внутренней политике и неравенством доходов населения. Индивидуализм связан с национальным богатством и мобильностью между социальными группами из поколения в поколение. Мужественность отрицательно соотносится с долей валового национального продукта, которую правительство богатых стран расходует на помощь развитию странам третьего мира. Стремление избежать неопределённости сопряжено с римским католицизмом и правовым обязательством граждан в развитых странах носить при себе удостоверение личности. Долгосрочная ориентация соотносится с ростом национальной экономикив течение 25 лет, что видно на примере экономического успеха в Восточной Азии в этом периоде, достигнутого благодаря акценту в культуре населения на такие ценности, как расчётливость и напористость, ориентированные на будущее.

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: