double arrow

Технология. Культура организации

Культура организации

Цели и стратегия

Внешняя среда

Технология

Контекстные характеристики хозяйственной организации

1. Анализ влияния инновационных технологий на структуру социально-экономической организации

2. Анализ влияния производственных и сервисных технологий на структуру социально-экономической организации

3. Анализ влияния рутинных и нерутинных технологий на структуру социально-экономической организации

4. Анализ влияния технологий различного уровня сложности на структуру социально-экономической организации

1. По инновационным возможностям - консервативные, продуктивные (с использованием одного способа можно производить различные продукты (услуги), изменчивые (при производстве одного продукта (услуги) возможно применять различные способы). Консервативные технологии обуславливают низкий уровень профессионализма, высокую специализацию и стандартизацию работ, высокий уровень формализации, традиционные иерархические подсистемы управления. С ростом продуктивности или изменчивости технологий основные структурные характеристики организации изменяются в направлении увеличения масштаба работы, профессионализма, повышение доли устных коммуникаций по сравнению с письменными, появления домена горизонтальных связей (смешанные подсистемы управления, так называемые «плоские» с меньшим уровнем иерархии).

Анализ влияния производственных и сервисных технологий на структуру социально-экономической организации

2. По сфере применения – производственные (промышленные) и сервисные

Сравнительная характеристика сервисных и промышленных технологий[14] представлена в таблице 2.

· Воздействие на структуру прямого контакта с потребителем проявляется - в использовании постоянных и временных посредников (подразделений, интеграторов, команд) и в географическом рассредоточение структуры организации. Введение в структуру специальных посредников между производителем и покупателем (подразделений, людей, интеграторов) применяются в промышленных организациях для обслуживания покупателей и сглаживания противоречий между подразделениями производства и сбыта. На предприятиях сферы услуг продукт «неосязаемый» и не может передаваться через назначенных посредников, потребитель должен непосредственно взаимодействовать с основным персоналом, поэтому структура сервисных фирм имеет как правилу большую географическую разбросанность (сеть ресторанов, сеть поликлиник, филиальная банковская сеть, сеть консультационных пунктов).

Таблица 2

Сравнительная характеристика сервисных и промышленных технологий [15]

Сервисные технологии Промышленные технологии
Неосязаемые результаты работы Результат работы – осязаемый продукт
Производство и потребление происходят одновременно Продукцию можно сохранять для последующего использования
Трудоемкие и наукоемкие Капиталоемкие
Постоянные контакты работников с потребителями являются нормой Мало прямых контактов с потребителями
Человеческий фактор очень важен Человеческий фактор не столь важен
Качество продукции зависит от индивидуального восприятия и трудноизмеримо Качество продукции можно измерить непосредственно
Как правило необходима быстрая реакция на запросы потребителей Допустимо более длительное время выполнения заказа
Место расположения организаций имеет очень большое значение Место расположения предприятий не имеет большого значения

· Высокий уровень специализации персонала, характерный для промышленных технологий приводит к снижению уровня профессионализма основного производственного персонала. В организациях сервисной технологии уровень специализации низок, поэтому персонал более квалифицирован. Работники сервисных организаций должны понимать и анализировать проблемы клиентов, а потому наряду с технической подготовкой иметь и гуманитарную (например, навыки общения с людьми).

· Вследствие комплексности стоящих перед работниками задач и пространственной протяженности структуры сервисной организации, она, как правило, мало формализована, процесс принятия решений децентрализован, следовательно, в управляющей подсистеме таких организаций доминируют отношения по принципу дополнительности. Организации с промышленными технологиями в силу специализации, концентрации и капиталоемкости более формализованы, процесс принятия решений, как правило, централизован и в управляющей подсистеме доминируют отношения по принципу соподчиненности.

Анализ влияния рутинных и нерутинных технологий на структуру социально-экономической организации

3. По сочетанию разнообразия задач (характер разделения труда в рамках технологии) и степени использования объективных вычислительных процедур или проницательности, интуиции и опыте при их выполнении (анализируемость задач) (классификация Перроу[16]) – рутинные, нерутинные, ремесленные, инженерные (схема). Современные тенденции автоматизации процессов существенным образом влияют на анализируемость задач, выполняемых в ходе производства продукта или оказания услуги в направлении их повышения. Следующей итерацией влияния автоматизации является рост разнообразия выполняемых в рамках технологии задач вследствие новых возможностей кооперации труда.

Анализ влияния технологий различного уровня сложности на структуру социально-экономической организации

4. По степени технической сложности – низкой технической сложности и высокой технической сложности. Классификация Джоан Вудворд представлена на схеме 1. Влияние уровня сложности технологии на структурные характеристики организации отображены на слайде42. Тенденции построены по материалам исследований Джоан Вудворд, Пауля Адлера, Патриции Неметц и Луи Фрая.

Анализируя кривые можно сделать выводы, что с ростом технической сложности производства:

-уровень специализации и доля основного персонала в общей численности персонала возрастает и достигая пика при массовом типе производства начинает снижаться, при этом в условиях компьютерно - интегрированного производства достигает большей содержательности труда, чем в условиях единичного производства;

-возрастает формализация, количество уровней иерархии и доля руководителей в общей численности персонала, но появление компютерно - интегрированного производства ломает структурные тенденции технически сложного производства и анализируемые характеристики начинают снижаться;

-профессионализм снижается, но с переходом к непрерывному производству начинает расти.

Схема 1 Классификация фирм согласно их системам производства (по Джоан Вудворд) в файле «раздаточный материал».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: