double arrow

Отделка резных изделий

ЛЕКЦИЯ №16

Отделка резных изделий может быть как прозрачной, так и непрозрачной. Чаще выполняют прозрачную отделку, которая хорошо выявляет цвет и текстуру резного изделия. К тому же она предохраняет резьбу от внешнего воздействия (света, воздуха, влаги).

Подготовка к отделке включает тщательную зачистку поверхности мелкозернистой шлифовальной шкуркой. При зачистке следят, чтобы не убрать мелкие детали резьбы. Обычно оборачивают шкуркой палец руки и зачищают детали резьбы соответствующей формы. Используют также рашпили соответствующей формы (рис. 113).

После зачистки образовавшуюся пыль смачивают щёткой. Для достижения большего эффекта резной композиции выполняют прозрачное покрытие изделия. Поэтому перед этой операцией резную поверхность обрабатывают порозаполнителями, что позволяет сделать поверхность более гладкой и однородной.

В зависимости от вида древесины и необходимого цвета изделия используют бесцветные или подкрашенные порозаполнители. Для крупнокористой древесины используют промышленные порозаполнители (КФ-1 и КФ-2). Для мелкопористой древесины обычно применяют порошок пемзы. Часто для заполнения пор используют столярный клей (100 г клея на 1 л горячей воды). Клей наносят кистью, а после высыхания шлифуют и чистят поверхность резьбы.

Перед крашением резной поверхности её протирают смоченным в воде лоскутом ткани, что ускоряет процесс морения и даёт ровную окраску на торцах резьбы. В качестве красителя используют растворы коры дуба, ореха и др. Кору заливают водой и кипятком на 1-1,5 часа. Для закрепления раствора добавляют немного уксуса или питьевой соды и соли. Для придания морилке определённых оттенков можно добавлять анилиновые красители. Например, красный анилиновый порошок придаёт морилке цвет, близкий к цвету древесины красного дерева, а в небольшом количестве обеспечивает изделию желтоватый оттенок.

Крашение поверхности производят равномерным слоем. При попадании излишков красителя в углубления резьбы её протирают лоскутом сухой ткани.

После завершения подготовки резного изделия к отделке приступают к самой отделке.

Как правило, небольшие изделия, украшенные плоскорельефной резьбой, полируют по всей поверхности. Перед полированием резную поверхность шлифуют мелкой шкуркой. Процесс полирования производят ватным тампоном, смоченным политурой (рис. 114). При нанесении первого слоя на поверхность резьбы наливают несколько капель растительного масла или вазелина и протирают изделие. Для получения нужной толщины политуры процесс полирования повторяют несколько раз с промежутком в 2-3 дня. Резные изделия часто покрывают лаком, который образует блестящую или матовую плёнку. Перед лакированием поверхность изделия грунтуют с помощью олифы. В качестве грунтов употребляют также тальк, мел, различные смолы. При этом следят, чтобы цвет грунта соответствовал цвету текстуры древесины.

Процесс лакирования производят тампоном из ткани, кистью, пульверизатором. Тампоном, пропитанным лаком, наносят лёгкие параллельные мазки в одну сторону, а затем – в другую, повторяя эту операцию. После просушки изделие покрывают лаком второй раз. При необходимости для достижения глянца на поверхности выполняют лакирование третий раз. Лак должен ложиться ровным слоем, без потёков. Масляные лаки более густые, чем спиртовые, поэтому их удобнее наносить кистью. В условиях школьной мастерской не используют нитролаки.

Один из наиболее старых способов отделки резных изделий – вощение. При этом способе поверхность древесины после шлифования натирают воском, разбавленным скипидаром. Для этой операции используют жёсткую кисть. Для закрепления восковой плёнки после высыхания изделия его натирают волосяной щёткой. В отдельных случаях для закрепления воска используют политуру.

Более красивы под полировкой те виды резьбы, где орнамент не целиком заполняет поверхность, а чередуется с гладкими плоскостями. В декоративных резных изделиях желательно не доводить полирование до яркого, зеркального блеска.

1. Выполнять резьбу лучше стоя, так как это даёт большую свободу движения.

2. Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками.

3. Разметку рисунка и выполнение самой резьбы выполняют с учётом направления волокон и слоёв годичных колец.

4. Миниатюрную резьбу лучше выполнять на древесине груши, яблони и клёна, которые по твёрдости приближаются к слоновой кости.

5. Резать влажную древесину легче, однако чистота поверхности рисунка при этом несколько хуже.

6. Рашпили при работе быстро забиваются опилками. Для очистки рашпилей используют щётку из тонкой стальной проволоки или держат рашпиль в воде до разбухания опилок, которые потом легко удаляются.

7. Если нет растворителя, после лакирования изделия кисть можно поместить на сутки в воду. После этого лак станет рыхлым и легко удалится.

8. Для резьбы больших размеров заготовку склеивают из нескольких узких досок. Такая заготовка меньше подвержена короблению. При этом доски необходимо подбирать с одним направлением годичных слоёв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: