Получатель бюджетных средств

Формально существует определение получателя в БК. Его точки зрения, получатель как участник бюджетного процесса: орган власти и управления, учреждение, кот имеет право на принятие и исполнение бюджетных обязательств. Принятие обязательств происходит через ГП договор (или гос контракт) под выделенные ему бюджетные средства.

Ранее в БК было указание, что получателем может выступать и иная организация. Сегодня это осталось лишь в подзаконных актах. То есть для разных целей в ряде случаев получатель трактуется по-разному. Например, приказы Минфина от 25.12.08 употребляет термин «прямой получатель средств». В самом БК сказано, что «Росатом» может осуществлять полномочия получателя, хотя не является органом гос власти и бюджетным учреждением.

Существуют и еще иные получатели: получатели за пределами РФ. Проблема признания в качестве получателей обособленных подразделений бюджетных учреждений. Ранее существовала проблема рассмотрения публ-правовых образований как получателей.

Ст 289: нецелевое использование бюджетных средств. Оно может выражается в направлении на цели, не соответствующие … иным правовым основаниям. Тем самым не рассматривается ли в качестве получателей ден средств получателей субсидий, бюджетных кредитов?!

Минэкономразвития от 7 сент 2009: негос учреждение не может наделяется статусом получателя. А иногда налоговые льготы устанавливаются получателем бюджетных средств.

Полномочия получателя:

1. принятие и исполнение бюджетной сметы – документ, кот устанавливает лимиты бюджетных обязательств. Иных доходов, кроме лимитов, у получателя и быть не может. Но в отношения бюджетных учреждений на сегодня сохраняется переходный период, когда учреждения имеют доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с особым режимом использования. Проект закона О статусе бюджетных учреждений в развитие БК дает возможность законодателю этот режим в любой момент пресечь.

Через договоры в соответствии с ними исполняет обязательства под выделенные ему бюджетные средства.

2. обеспечивает результативность

3. вносит предложения по изменению росписи

4. ведет особым образом учёт, предоставляет отчетность

Тем самым категория получателя почти совпадает с категорией бюджетного учреждения. Но понятие учреждения дается самостоятельно в БК: это гос (муниц) учреждение, оказывающее гос (муниц) услуги на основании гос (муниц) задания за счет средств бюджетной сметы.

Эти же положения распространяются на органы гос власти и органы управления гос внебюджетными фондами. Это имеет смысл, так как не все органы гос власти являются распорядителями, они только получают деньги, не имея подведомственных учреждений.

Особенности правового статуса. У бюджетных учреждений все операции должны отражаться в системе лицевых счетов. Для фед органов они открываются в органах фед казначейства, для бюджетных учреждений субъектов или МО возможны варианты (при наличии соглашения с фед казначейством – через органы федерации). Наличие счетов в др организациях – ответственность руководителей вплоть до уголовной. Субсидии и кредиты не предоставляются, так как порядок финансирования особый.

БК имеет ряд норм о бюджетных учреждениях при заключении ГП договоров. Это нормы БК, кот регулируют вопросы исполнения обязательств или их изменения в случае изменения лимитов. Подобные нормы используются при введении сокращения лимитов или по иным основаниям они уменьшаются. При невозможности исполнения ГП обязательства, должны быть согласованы новые условия ГП договора или гос контракта, и в этом случае контрагент может претендовать только на возмещение фактически понесенного ущерба, никакой упущенной выгоды.

Заключение договора и их оплата в рамках лимитов. У публ-прав образования в отношении долгов бюджетного учреждения возникает субсидиарная ответственность. Но публ субъекту этого не хочется => найти бы конструкцию, когда такой ответственности не будет… и вот она есть! О, чудо! При нарушении бюджетным учреждением порядка учета бюджетных обязательств санкционирования оплаты приостанавливается. Фед казначейство, получая копию договора от бюджетного учреждения, видит, что по этому договору кода бюджетной классификации необходимо произвести расчет средств в соотв в лимитами. Публ субъект стремиться учесть все подлежащие оплате обязательства. И если этот порядок нарушается, то происходит приостановление санкционирования оплаты обязательства.

Другой механизм, который многими критикуется: нарушение бюджетным учреждением порядка заключения является основанием для признания этих договоров недействительными по иску главного распорядителя (распорядителя). Попытка установить основание действительности в зависимости от наличия фин средств подвергается критике, ибо сделка не может зависеть от наличия ден средств на определенный момент времени.

В отношения доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности особый порядок на основании ФЗ № 63 от 26.04 2007. По ним составляется смета доходов и расходов. Используется на основании разрешения распорядителей. Смета составляется в разрезе кодов бюджетной классификации, даже для выдачи кредита собственным работникам. А если нет кода?! Тогда есть любимый код «прочее»!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: