Работа над проектом началась в наркомате труда (также проект обсуждался в наркомате юстиции) в мае 1922 года, кодификаторам предъявили жесткие требования по срокам. Но стоит отметить, что этому кодексу еще предшествовал кодекс 1918 года, от которого нынешний кодекс много чего перенял. КЗоТ являлся обширнейшим памятником советского права. Проект дважды обсуждался на местах.Проект рассматривался на сессии ВЦИК 9 созыва, а потомКодекс законов о труде РСФСР был принят в 30 октябре 1922 г. единогласно. Стоит также отметить и то, что КЗоТ не регулировал некоторые вопросы, и именно этот пробел было поручено ликвидировать органам государственной власти. Стоит также заметить, что порядок изменения нового кодекса усложнился, что сделало его более устойчивым. В союзных республиках создавались свои кодексы, правда, основывались они на принципах, которые устанавливал КЗоТ РСФСР. КЗоТ РСФСР содержит 192 статьи объединённых в 17 глав: Общие положения; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Заработная плата; Нормы труда и сдельные расценки; Гарантии и компенсации; Трудовая дисциплина; Труд женщин Труд молодёжи Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; Профессиональные союзы; Участие рабочих и служащих в управлении производством; Государственное социальное страхование; Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения. КЗоТ принципиально отличался от КЗТ 1918 г.: по причине изменения экономической обстановки в стране: тем, что был веден НЭП, и тем, что начался переход к народному хозяйству. Также КЗоТ вводил хозрасчет. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора (под договором понимали соглашение двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение; содержание и условия, трудового договора определялись соглашением сторон (ст.28)) через биржи труда. Трудовой договор явился главным правообразующим юридическим фактом. В зависимости от сроков действия трудовые договоры подразделяли на:
- договоры, заключенные на неопределенный срок;
- договоры, заключенные на определенный срок (но не более 1 года).
Трудовой договор мог быть расторгнут по соглашению сторон, по инициативе нанимателя в установленных законом случаях, по инициативе работника, который в этом случае обязан предупредить работодателя за 7 дней. Наниматель мог требовать от работника только той работы, которая была оговорена в договоре.
Т.к. в условия Нэпа в принудительности нет необходимости. КЗоТ вобрал в себя множество правовых актов, которые ему предшествовали: «постановление СНК от 19 апреля 1921 года», где закреплялся порядок перехода рабочих с одного предприятия на другое, «Декрет СНК 1921 года», который отменил повинности и некоторые другие. КЗоТ распространялся на всех работающих по найму. Устанавливались нормы рабочего времени и времени отдыха. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для 16-18 летних, работающих под землей, занимающихся умственным и конторским трудом – 6 часов. Сверхурочные работы, как правило, не допускались. Внимание уделено и защите труда женщин и подростков, также говорится о ежедневном отдыхе, праздничных днях, ежегодных отпусках, технике безопасности, правах и обязанностях профсоюзов.
Женщин (как и детей) запрещалось привлекать к подземным, ночным, тяжелым работам, а кормящим матерей – к сверхурочным. Также для кормящих делали перерывы для кормления, перерыв между которыми должен составлять не более 3,5 часов. После 5 месяца беременности женщину нельзя было посылать в командировки. Также устанавливался запрет на использование труда беременной женщины за 8 недель до и после родов (если работает на производстве, а если конторский служащий – 6 часов). Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК. Трудовой договор заключался как при наличии коллективного договора, так и без него. Договор на неопределенный срок мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом (ст. 47), и желанию работника в любое время, предупредив нанимателя за семь дней. Договоры, ухудшавшие положение трудящегося сравнительно с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего распорядка, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, признавались недействительными. В кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом, как представителем рабочих и служащих, и нанимателем. Договор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Т.е. индивидуальный договор заключался в рамках коллективного, но наличие коллективного было необязательно. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей договор. КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вновь вводил государственное социальное страхование (пособия выдаются не из бюджета, а из страховых фондов, образуемых предприятиями и учреждениями). Это было связано со значительным сокращением частного сектора в экономике. Оно распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. В ноябре 1921 г. разработан Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях. Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений. В сентябре 1922 г. СНК принял декрет «Об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предприятиях». Согласно закону, кооперация должна была осуществлять производственный процесс, используя труд своих членов и торговать преимущественно своей продукцией. Также говоря об охране труда стоит помнить, что рабочим предоставлялись ежегодные отпуска в объеме 2 недель (если работаешь год, а если работаешь полгода – 1 неделя). Предоставлялся еженедельный непрерывный отдых в течение 42 часов. Также, рабочим возмещали расходы, если рабочий был в суде, переезжал с одного места жительства на другое. Предусматривались специальные выдачи мыла, обуви, одежды, питания, если условия работы того требовали. Для разрешения споров учреждались трудовые комиссии, третейские суды. Принципиальные положения КЗоТ 1922 г. получили отражение и дальнейшее развитие в последующих законодательных актах о труде, в том числе в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР 1971 г.. КЗоТ РСФСР 1922 действовал до принятия в 1970 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
47.Кодекс законов о брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
Впервые семейное право оформилось как самостоятельная отрасль. Сказать что-то о его формировании достаточно сложно, но можно: в конце августа 1918 года был подготовлен проект «Свод законов об…», который был принят НКЮ по докладу Гойхбарга АГ. 4 сентября НКЮ постановил отпечатать текст, но ВЦИК приказал создать расширенную комиссию для рассмотрения данного вопроса. В нее вошли: Рейснер МА, Курский ДИ, Гойхбарг АГ, а также члены ВЧК и НКВД. 16 сентября ВЦИК рассмотрел проект закона и принял его. Уже в декабре 1917 г. были изданы два декрета: "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". Декреты содержали важные новые нормы о браке и семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Государство впредь признавало лишь гражданские браки, церковный брак объявлялся частным делом супругов. Акты гражданского состояния была уполномочена вести исключительно гражданская власть: отделы записей браков и рождений.
Устанавливались моногамная форма брака, добровольность вступления в брак, отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к сословию, религии, национальности, устанавливался лишь возраст: для мужчин 18, для женщин – 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях как в отношении родителей к детям, так и детей к родителям. Родителями ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установления отцовства.
Вводился свободный развод по желанию одного или обоих супругов (при обоюдном согласии - без суда, прямо в ЗАГСе). С кем остаются несовершеннолетние дети, как распределяются обязанности супругов по их воспитанию и содержанию, решал суд. В декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» четко зафиксировано, что акты гражданского состояния выдуться исключительно гражданской властью.
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве" - первый кодекс в советском праве. Сразу возникает вопрос: а почему именно эта отрасль? Скорее всего потому, что данный кодекс было легче всего сформировать, кроме того введенная регламентация брака была востребована обстановкой и идеологическими установлениями, надо было оторвать массы от церкви. В нем отмечено, что церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей, если он не был зарегистрирован в загсе. Чтобы хоть как-то компенсировать потерю торжественности, которая создавалась церковью, КЗАГС предъявлял особые требования к помещениям, где заключался брак. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком. Суд, признавший отцовство, определял участие отца в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка.
В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и если это не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те в свою очередь обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Введение в жизнь этого кодекса в многонациональной стране было сложным делом, особенно в мусульманских регионах РСФСР. Например, ЦИК и СНК Казахской АССР лишь 20 декабря 1920 г. принял декрет о запрещении калыма.
48.Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1926г.
Принят совсем во время бурного оживления товарного производства и обращения, временного «потепления» во многих областях общественной жизни и не сбывшихся надежд на ее улучшение. Это был кодекс эпохи. Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового
семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года. Этот кодекс отличался большим объемом в связи с расширением ранее действовавших правовых норм и введением новых. Семейный кодекс обсуждался на сессиях ВЦИК дважды. В первый раз на 2-й сессии ВЦИК XII созыва в октябре 1925 года были одобрены основные положения проекта, представленного Наркомюстом РСФСР, но утверждение этого проекта было отложено до следующей сессии. После сессии 1926 года проект подвергался широчайшему обсуждению на разного рода собраниях, диспутах и в печати. Как считает М.В. Антокольская, специалистами в основном обсуждалась проблема придания юридической силы фактическим брачным отношениям, а также необходимость изменения режима супружеского имущества. Сколько-нибудь серьезного обсуждения проблемы места семейного права в системе отраслей не
было. Почти ни у кого не возникало сомнений, что семейное право, несмотря на выделение семейного законодательства в отдельный кодекс, является частью гражданского права. Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года: Главной новеллой этого нормативного акта было придание юридического значения гражданскому сожительству — фактическим брачным отношениям. Они приравнивались к юридически зарегистрированному браку. Вообще пробным камнем, позволяющим судить о реальном развитии семейного законодательства, как и прежде, служил институт брака. В Кодексе законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) 1926 г. Определение брака основывалось на наличии между мужчиной и женщиной таких фактических отношений, как совместное сожительство, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей, а также выявление супружеских отношений перед третьими лицами (ст. 12). Регистрация брака рассматривалась в качестве бесспорного доказательства наличия брака. Особое значение придавалось ведению общего хозяйства. Брачные отношения рассматривались как нечто производное от трудового союза двух лиц разного пола, двух «соработников», объединивших свои усилия в деле материального обеспечения собственного существования и существования воспроизводимого ими потомства. При последовательном проведении этого принципа в жизнь, все более очевидной становилась его извращенная нравственная природа. Второе важнейшее нововведение КЗоБСО 1926 г. — переход от принципа раздельности к принципу общности в супружеском имуществе. Это было, видимо,
не только необходимым, но и прогрессивным изменением в регулировании имущественных отношений супругов. Принцип раздельного имущества консервировал неравенство женщины, ее зависимость от мужа, хотя, вероятно, и был оправдан в условиях, когда для приложения женского труда в стране было не так уж много возможностей. Начиная с 1926 г. на всей территории СССР устанавливается правило, что все имущество, нажитое в браке, является общей собственностью (имуществом) супругов. Размер доли каждого из супругов в таком имуществе определялся при ее
разделе судом. Однако размер доли, как и основания возникновения права общей собственности, определялись по-разному. В одних республиках (например, БССР) общность супружеского имущества определялась одним только фактом состояния в браке, а размер участия всегда определялся в равных долях. В других (ст. 10 КЗоБСО РСФСР) общность супружеского имущества и доля каждого определялась не только фактом состояния в браке, но и степенью участия каждого супруга средствами или трудом в создании этого имущества. Более того, уже тогда закон предусмотрел случаи, когда при известных условиях и добрачное имущество могло становиться предметом общей собственности. Это могло иметь место тогда, когда один из супругов вкладывал в значительном объеме свой труд или средства в добрачное имущество другого супруга.
Общность имущества супругов означала, что владение, пользование и распоряжение этим имуществом происходит по взаимному согласию супругов.
Никакого преимущества ни для одного из супругов в этом случае не устанавливалось. Каждый из них, осуществляя владение, пользование и распоряжение общим имуществом, предполагается действующим от общего имени. Только при купле-продаже строений требовалось прямо выраженное согласие другого супруга. Кодекс предусматривал невиданную до сих пор норму об ответственности супругов по обязательствам друг друга. Обращение взыскания на имущество супругов по долгам супругов зависело от характера долга. Если долг был сделан в интересах семьи — при ведении общего хозяйства супругов — взыскание может быть обращено на общее имущество супругов. По личным долгам супруг, как общее правило, отвечал своим раздельным имуществом и своей долей в общем имуществе супругов. Общая собственность супругов прекращалась, как правило, с прекращением брака. Однако постепенно возобладала другая точка зрения, допускающая возможность раздела имущества и при существовании брака. Хотя имущественные отношения супругов и являются существенным элементом брачных отношений,
неправильно было бы отождествлять брак с одним только этим элементом. Брак является более широкой общностью интересов, чем только общность имущественных интересов. Нарушение начала общности имущества супругов не всегда и не обязательно влечет за собою прекращение брака. Супруги могут разойтись в вопросе об общем имуществе, о том, как этим имуществом
распорядиться, о размере доли каждого из них в этом имуществе, и расхождение между ними может вылиться даже в судебный спор. Этот спор не следует ставить в зависимость от расторжения брака.
Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. Так, согласно ст. 48, размер выдаваемого родителями на ребенка содержания определялся в зависимости от их материального положения. Кодекс 1927 г, с одной стороны, фиксировал общепринятые положения (усыновление несовершеннолетних исключительно в их интересах, тождество отношений, возникающих в результате усыновления, с отношениями родственников по происхождению, и т.п.), а с другой — сосредоточивал внимание на перечне лиц, которые усыновителями быть не могли. Новым в кодексе 1927 г. было четкое обозначение, кто не может стать опекуном (попечителем). Причем значительная часть этих ограничений носила классовый характер, поскольку запрет касался тех, кто лишался избирательных прав:
> лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли;
> лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и т.п.;
>частные торговцы, торговые
и коммерческие посредники;
> монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
> служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных
отделений, а также члены царствовавшего в России дома.
Усыновление производилось постановлением органов опеки и попечительства, а его отмена — либо органами опеки и попечительства, либо судом. При этом родители и усыновители признавались опекунами или попечителями без специального назначения. В общих положениях, касающихся опеки и попечительства, уточнялось, когда устанавливается опека, а когда попечительство специально предусматривались правила выбора (отбора) того и другого, подчеркивалось, что опека и попечительство осуществляются безвозмездно. Также стоит отметить уравнивание брачного возраста, правда для женщин возрастной ценз мог быть понижен, но не более чем на 1 год. Кодекс разрешает усыновление. Регламентируются вопросы опеки и попечительства, определяется компетенция органов, детально разработаны права и обязанности опекунов и попечителей.
Но, несмотря на все нововведения, кодекс сохранил очень много от прошлого кодекса 1918 года.