Масскульт и авангардное искусство начала 20 в.
Русский модерн.
«Всемирность». Ретроспективность, текучесть, сглаженность, орнаментальность, манерность, декоративность.
Мирискусники (1898 - 1924), символисты и вся творческая элита:
В СПБ Дягилев и Бенуа на деньги Тенишевой, Мамонтова и пр.
Лев Бакст – Древний ужас, Иван Билибин (СПБ), Виктор Борисов-Мусатов (Саратов) - Весна, Водоем, Гобелен, Михаил Врубель, Александр Головин (Мск) – портреты Шаляпина, декорации к Жар-птице Стравинского, фриз Метрополя, Константин Сомов – Дама в голубом, Зима.Каток., В.А. Серов(!) - «Д. с персиками», «Пох. Европы», «П. Микки Морозова», «П. З.Н.Юсуповой», «П. княгини Орловой и др.
Поиск национального стиля в рамках модерна. Союз рус худ.: Грабарь, Васнецов, Сергей Малютин – матрешка и пр., Николай Рерих (СПБ) - Сеча при Керженце, Дозор, Заморские гости и др.
«Голубая роза» и близко к ним К.Н.Петров-Водкин и Кустодиев
Киевский вокзал – И.И. Рерберг, верхний ярус ГУМа
Ф.О. Шехтель – особняк Рябушинского, Ярославский вокзал, МХТ
|
|
Поленов и Васнецов – церковь в Абрамцеве
В. Валькот - Метрополь
Собор Покрова Богородицы (Марфо-Мариинская обитель) А.Щусев
Н.Жуков и С.Малютин – особняк З. Перцевой - мозаика фронтона
Скульптура: Врубель, Шехтель, А.Голубкина (Туман, Волна-МХТ)
МК – серийность, тиражность, общедоступность, зрительность, примитив, занимательность, апелляция к первичным инстинктам, пассивность восприятия, коммерческий характер.
Предпосылки: урбанизация, динамизм, техно и электро
Цирк, кино, варьете, кафешантан, кабаре, фарсы и водевили
Футуристические мастерские: «Бубновый валет», «ЛЕФ», «Ослиный хвост» (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых). За манифестом манифест.
Авангардные эксперименты в области худ. языка.
ПП Кончаловский – теоретик авангарда – соединял живой фон и неживую фигуру
Н.Гончарова (всечество) и М. Ларионов (лучизм)
Малевич, Лентулов, Шагал, Кандинский
Будетляне: Маяковский, Хлебников, Бурлюк - «Садок судей», «Ряв!» «Рыкающий Парнас», «Я!»
Начало формирования культурной политики большевиков.
Создание социалистической обрядности и новой иерархии ценностей. Соцреализм, как главный художественный метод. Трансформация живописи, литературы, музыки, ДПИ.
Характерные черты: тоталитаризм, субъективизм, бюрократизация.
К., как средство госполитики. Борьба за классовую чистоту.
32-34 гг.. АХРР, Ост, ОМХ: Дейнека, Пластов, Самозвалов
«Шершавым языком плаката»: Д.С. Моор (Ты записался добровольцем?), В.В.Маяковский (Окна РОСТА), А.П. Апсит (Год пролетарской диктатуры)
Эмиграция 1 волны.17 - 24 г.г. 65 000. Волконский, Бунин, Мережковский, Гиппиус, Ходасевич, Иванов, Одоевцева, Газданов, Ремизов, Цветаева, Шагал, Шаляпин, Шмелев. 1922г. - Философский пароход - 225 человек (врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели — 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34).