Октябрьская революция и судьба русской культуры

Масскульт и авангардное искусство начала 20 в.

Русский модерн.

«Всемирность». Ретроспективность, текучесть, сглаженность, орнаментальность, манерность, декоративность.

Мирискусники (1898 - 1924), символисты и вся творческая элита:

В СПБ Дягилев и Бенуа на деньги Тенишевой, Мамонтова и пр.

Лев Бакст – Древний ужас, Иван Билибин (СПБ), Виктор Борисов-Мусатов (Саратов) - Весна, Водоем, Гобелен, Михаил Врубель, Александр Головин (Мск) – портреты Шаляпина, декорации к Жар-птице Стравинского, фриз Метрополя, Константин Сомов – Дама в голубом, Зима.Каток., В.А. Серов(!) - «Д. с персиками», «Пох. Европы», «П. Микки Морозова», «П. З.Н.Юсуповой», «П. княгини Орловой и др.

Поиск национального стиля в рамках модерна. Союз рус худ.: Грабарь, Васнецов, Сергей Малютин – матрешка и пр., Николай Рерих (СПБ) - Сеча при Керженце, Дозор, Заморские гости и др.

«Голубая роза» и близко к ним К.Н.Петров-Водкин и Кустодиев

Киевский вокзал – И.И. Рерберг, верхний ярус ГУМа

Ф.О. Шехтель – особняк Рябушинского, Ярославский вокзал, МХТ

Поленов и Васнецов – церковь в Абрамцеве

В. Валькот - Метрополь

Собор Покрова Богородицы (Марфо-Мариинская обитель) А.Щусев

Н.Жуков и С.Малютин – особняк З. Перцевой - мозаика фронтона

Скульптура: Врубель, Шехтель, А.Голубкина (Туман, Волна-МХТ)

МК – серийность, тиражность, общедоступность, зрительность, примитив, занимательность, апелляция к первичным инстинктам, пассивность восприятия, коммерческий характер.

Предпосылки: урбанизация, динамизм, техно и электро

Цирк, кино, варьете, кафешантан, кабаре, фарсы и водевили

Футуристические мастерские: «Бубновый валет», «ЛЕФ», «Ослиный хвост» (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых). За манифестом манифест.

Авангардные эксперименты в области худ. языка.

ПП Кончаловский – теоретик авангарда – соединял живой фон и неживую фигуру

Н.Гончарова (всечество) и М. Ларионов (лучизм)

Малевич, Лентулов, Шагал, Кандинский

Будетляне: Маяковский, Хлебников, Бурлюк - «Садок судей», «Ряв!» «Рыкающий Парнас», «Я!»

Начало формирования культурной политики большевиков.

Создание социалистической обрядности и новой иерархии ценностей. Соцреализм, как главный художественный метод. Трансформация живописи, литературы, музыки, ДПИ.

Характерные черты: тоталитаризм, субъективизм, бюрократизация.

К., как средство госполитики. Борьба за классовую чистоту.

32-34 гг.. АХРР, Ост, ОМХ: Дейнека, Пластов, Самозвалов

«Шершавым языком плаката»: Д.С. Моор (Ты записался добровольцем?), В.В.Маяковский (Окна РОСТА), А.П. Апсит (Год пролетарской диктатуры)

Эмиграция 1 волны.17 - 24 г.г. 65 000. Волконский, Бунин, Мережковский, Гиппиус, Ходасевич, Иванов, Одоевцева, Газданов, Ремизов, Цветаева, Шагал, Шаляпин, Шмелев. 1922г. - Философский пароход - 225 человек (врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели — 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: