double arrow

Оценка уровня качества товаров

Спад.

Зрелость.

Рост.

Внедрение.

Изучение жизненного цикла товаров

Основные направления исследования товаров

Основными направлениями исследования товаров являются:

1) Изучение и анализ жизненного цикла товара (ЗЦТ)

2) Оценка уровня качества

3) Оценка конкурентоспособности

4) Исследование и анализ ассортимента товаров.

Причем уровень её реализации зависит, как правило, от времени его появления и пребывания на рынке. При этом на смену данному товару рано или поздно придет другой, более совершенный товар, удовлетворяющий ту же потребность. Таким образом постоянны только потребности, а удовлетворяющие их предметы меняются

Данная стадия характеризуется небольшим объемом продаж. Производственные мощности предприятия полностью не загружены, т.е. выпускаются малые партии товаров. Себестоимость продукции при этом высокая, цены поддерживаются на высоком уровне, вследствие чего прибыль мала или полностью отсутствуют. На данной стадии предприятие предлагает одну базовую модель. Покупатели ведут себя инертно, т.е. большинству товар не известен. Основную массу покупателей составляют «Новаторы». Конкуренция на рынке отсутствует или весьма незначительна.

На этой стадии начинается заметное увеличение объемов продаж. Производственные мощности полностью загружаются, вследствие чего снижается себестоимость продукции. Цены находятся на более низком уровне, чем на стадии внедрения. Предприятие начинает выпускать несколько разновидностей товара. Контингент покупателей расширяется, конкуренция усиливается.

Резко стабилизируется рост продаж, начинает наблюдается некоторый избыток производственных мощностей, себестоимость продукции при этом низкая, но появляются тенденции к её росту. Цены снижаются для поддержания объема продаж. Прибыли достаточно высокие, но начинают медленно снижаться. Предприятие предлагает рынку наибольшее число разновидностей товаров. Покупателей становится все больше, совершаются повторные покупки, формируется и закрепляется приверженность к торговой марке.

Рынок характеризуется наиболее острой степенью конкуренции, в конкурентной борьбе используются ценовые и неценовые методы.

Объем продаж резко падает. Начинается сокращение производства из-за явного избытка мощностей. Цены на товары максимально низкие. Прибыль мала или вовсе отсутствует. Предприятие выпускает ограниченную номенклатуру наиболее ходовых товаров, число конкурентов резко падает. Товары приобретают только консерваторы.

Следует отметить, что для различных потребительских товаров продолжительность жизни будет неодинакова, а следовательно будет несколько меняться и форма кривой.

Помимо классической на практике могут встречаться и другие формы кривой жизненного цикла товара, на которых наблюдается отсутствие тех или иных классических стадий и их различная продолжительность.

Значение концепции жизненного цикла товаров состоит в том, что она позволяет анализировать товарный ассортимент и сбалансировать сочетание новых развивающихся и зрелых товаров. Изучение жизненного цикла товара дает возможность предвидеть изменения во вкусах потребителей и в поведении конкурентов. Кроме того, анализ кривой позволяет предприятию удлинить или сократить жизненный цикл товара, меняя маркетинговую стратегию.

И наконец, изучение жизненного цикла товара позволяет уловить границу при переходе от одной стадии к другой, что дает возможность своевременного изменения маркетинговой программы и получения наилучших результатов в коммерческой деятельности.

Оценка уровня качества товаров – это совокупность операций, которые проводят для сопоставления показателей качества исследуемого товара с базовыми показателями. На практике оценка уровня качества может проводится дифференциальным, комплексным и смешанным методами. При оценке уровня качества дифференциальным методом относительный показатель качества рассчитывается:

Pi- это значение i-того показателя качества оцениваемого показателя. Pбаз – значение единичного показателя. В случае, когда зависимость qi имеет нелинейный характер, применяют формулу

При оценке комплексным методом сравнивают комплексные показатели качества оцениваемого товара и базового образца. Комплексный метод проводят в 5 этапов:

1) Определение номенклатуры показателей качества и построение их иерархической структуры. Для построения иерархической структуры определяют перечень показателей на отдельных уровнях рассмотрения качества, начиная с комплексных показателей и заканчивая их расшифровкой через единичные показатели.

2) Определение коэффициентов весомости показателей качества. Обычно их определяют экспертным методом или путем опроса потенциальных потребителей. В ходе опросов к потребителям обращаются с просьбой указать наиболее важные показатели качества, предопределяющие покупку той или иной группы товаров.

3) Определение значений показателя качества и рассчет относительных показателей качества. Определение численных значений единичных показателей оцениваемого и базового образца может осуществлятся при помощи измерительного, регистрационного, рассчетного, органолептического, социологического и экспертного методов. При этом показатели определенные различными методами будут иметь разную размерность. Поэтому для рассчета комплекстного показателя качества их необходимо привести в относительные сопоставляемые показатели при помощи формул (1) и (2).

4) Рассчет комплексного показателя качетсва.
Может быть выражен:

a. Главным показателем, отражающим основное значение продукции.

b. Интегральным

c. Средневзвешенным.

Из-за трудности расчета а и b обычно рассчитывается по формуле. Недостатком данной методики является то, что даже если некоторые показатели малы, комплексный показатель может иметь высокое значение.

5) Оценка уровня качества. Если k>1, то оцениваемый товар имеет более высокий уровень качества, чем базовый товар.

Смешанный метод предусматривает комбинацию дифференциального и комплексного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: