Позиционирование на практик состоит в установлении одной или нескольких характеристик товара (марки, фирмы), использование которых в процессе соответствующих коммуникаций позволяет обеспечить конкурентные преимущества товара (марки, фирмы) в умах потребителей.
Для того чтобы потребитель смог зафиксировать в своем сознании новый продукт, необходимо освободить для него место, обобщив и, соответственно, уплотнив его знания об аналогичных товарах и услугах. При этом важно объединить в его сознании все похожие товары в единую группу, убедив потребителя, что отличия между элементами этой группы несущественны, и представить или противопоставить этой группе новую торговую марку на «расчищенном пространстве».
Э.Райс, Дж.Траут
Процесс позиционирования товара:
1. Выбор вида товара и рынка, на которых товар будет позиционироваться
2. Установление наиболее важных для потребителя свойств товара
3. Исследование основных конкурентов
4. Оценка свойств своего товара и товаров конкурентов
|
|
5. Построение карт позиционирования товара
6. Установление наиболее перспективных конкурентных преимуществ и позиций для исследуемого товара
7. Формулировка позиционного выражения и ее доведение до целевой аудитории
8. Мониторинг позиции
9. Анализ положения товара на рынке и исследование возможностей его позиционирования
Возможные характеристики товара, используемые для позиционирования:
· Выгоды потребителя
· Особый способ потребления
· Отличительное качество товара
· Цена товара
· Социальная направленность товара
· Доступность товара (особый канал распределения)
Метод позиционирования товара:
1. Аналогичное позиционирование товара – товар позиционируется по аналогии с тем, как это сделано для соответствующего вида товара одного из конкурентов («так как у других», «не хуже, чем у других»)
2. Конкурентное позиционирование товара – товар позиционируется путем выделения его конкретных выигрышных свойств (характеристик) («лучше, чем у других»)
3. Уникальное позиционирование товара – предусматривается создание товара, не имеющего аналогов на рынке, в целях завоевания определенных позиций в отсутствии конкуренции («не так как у других»)
1. Сущность товарной политики
2. Товарный ассортимент
3. Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
4. Качество и конкурентоспособность товара
5. Упаковка товара
6. Товарный знак
7. Организация сервисного обслуживания
1. Товарная политика:
Ø Анализ и оптимизация торгового ряда
Ø Установление целесообразности и выявление возможности использования товарных знаков
Ø Создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров
Ø Организация сервисного обслуживания
Ø Послепродажные контакты с покупателями