Тема 3. Современная концепция маркетинга.
1.Основные концепции предпринимательской деятельности
2.Принципы маркетинговой деятельности
3.Функции маркетинга
4.Виды маркетинга
1. Маркетинг – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития промышленности и торговли, в которой можно выделить три этапа, в рамках которых можно сформулировать следующие концепции:
1) Первый этап:
o концепция совершенствования производства
o концепция совершенствования товара
o активизация сбытовых усилий
2) Второй этап: маркетинговая концепция
3) Третий этап: концепция социально-этического маркетинга
Концепция совершенствования производства:
Ведущая идея концепции | Увеличение производства товаров, которые уже выпускаются |
Инструментарий | Себестоимость продукции, производительность |
Главная цель | Совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли |
Концепция совершенствования товара:
Ведущая идея | Разработка и производство качественных товаров |
Инструментарий | Товарная политика |
Главная цель | Совершенствование потребительских свойств товара |
Концепция интенсификации коммерческих усилий (активизация сбытовых усилий):
|
|
Ведущая идея | Развитие сбытовой сети, каналов сбыта |
Инструментарий | Сбытовая политика |
Главная цель | Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |
Концепция социально-этичного маркетинга:
Ведущая идея | Производство товаров, удовлетворяющих существующей потребности с учетом требований и ограничений общества |
Инструментарий | Комплекс маркетинга. Исследование потребителя. Исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления |
Главная цель | Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков, при сбережении человеческий, материальных, энергетических и других ресурсов, охрана окружающей среды |
Ведущая идея | Деятельность компании учитывает все детали взаимоотношений с потребителями и партнерами и ориентируется на выстраивание долгосрочных отношений |
Инструментарий | Комплекс маркетинга (4P – маркетинг-микс). Методы координации, интеграции и сетевого анализа, - Маркетинговая система взаимодействия. |
Главная цель | Установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями и партнерами в процессе бизнес-деятельности |
«Производственно-ориентированная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Главная задача менеджера производственно-ориентированной организации – достижения высокой эффективности производства продукции, и ее оптимальное распределение» Ф.Котлер
|
|
«Продуктно-ориентированная концепция говорит, что потребители отдают предпочтение товарам, предполагающим наивысшее качество, обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, а следовательно, менеджеры должны сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании» Ф.Котлер
Сопоставление концепций:
Концепция | Основной объект внимания | Средства достижения цели | Источник увеличения прибыли |
Интенсификация коммерческих усилий | Произведенные товары | Совершенствование системы сбыта, реклама, стимулирование продаж | Рост объема продаж |
Маркетинг | Потребности покупателей (текущие, перспективные и потенциальные) | Комплекс маркетинга | Удовлетворение потребностей покупателей |
«Концепция, ориентированная на продажи говорит, что потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю покупаемую продукцию. Поэтому организация должна вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свои товары».
«Концепция маркетинга заключается в том, что залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами» Ф.Котлер
«Коммерческие усилия по сбыту – это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг – это сосредоточенность на нуждах покупателя»
«Коммерческие усилия по сбыту – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг – это забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара» Т.Левитт
«Концепция социально-ответственного маркетинга провозглашает задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом» Ф.Котлер
«Маркетинг отношений – практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных привилегированных отношений» Ф.Котлер
2. Принципы маркетинга – базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития мировой экономики, мирового и региональных рынков.
1. Производить только то, что нужно потребителю
2. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей
3. Организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса
4. Концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы
5. Учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла
6. Использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей (обеспечение синергетического эффекта)
7. Помнить о первичности рынка (без его противопоставления) по отношению к планам организаций и отраслей
8. Применять тактику и стратегию активного приспособления фирмы к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю
9. Стремиться к активности, наступательности, в определенных ситуациях к агрессивности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа фирмы или товаров на рынке
10. Ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности на долговременную перспективу на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке
|
|
11. Придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения
3. Функции маркетинга:
Исследовательская (аналитическая) | Исследование внешней и внутренней среды, анализ и исследование рынков, исследование отраслей промышленности, исследование продаж, потребностей и предпочтений, изучение конкурентов, прогноз спроса и продаж, проведение ситуационного анализа, сегментирование рынка, позиционирование товаров |
Производственная | Реализация товарной политики, определение и разработка ассортимента, улучшение качественных характеристик и конкурентоспособности товара, разработка новой продукции |
Сбытовая (распределительная) | Реализация политики распределения товаров, выбор каналов товародвижения, организация товарооборота и торговых бюджетов |
Ценообразовательная | Реализация стратегии и тактики формирования цен, разработка механизма изменения цен |
Коммуникативная | Реализация стратегии продвижения, выбор комплекса коммуникаций, координация действий торговых агентов, обоснование мультимедиа технологий в системе продвижения товара, организация поощрения покупателей и потребителей, стимулирование работников сбыта, PR-акции |
Планирование, организация, контроль | Разработка стратегических и тактических планов маркетинга, разработка товарной, ценовой, коммуникативной, распределительной стратегии, краткосрочные планы маркетинговой деятельности, организация маркетинга на фирме, делегирование отдельных маркетинговых функций специализированным фирмам и координация их выполнения, проведение маркетингового аудита, планирование и проведение ситуационного анализа |
Интеграционная | Согласование деятельности всех отделов компании и ориентация их на интересы клиента; взаимоувязка и координация всех маркетинговых функций с точки зрения интересов потребителя; провеление внутреннего маркетинга – осуществление найма работников, обучение и стимулирование сотрудников компании к высокому уровню обслуживания клиентов |
Функции управления | Области маркетинговой деятельности |
Стратегический менеджмент | Выбор товара/услуги, рынка. Выбор целевых сегментов покупателей/потребителей. Формулировка миссии компании. Постановка целей по объемам продаж, прибыли. |
Финансы | Ценообразование. Инвестиции. Бизнес-планирование разработки, продвижения и продажи товара |
НИОКР | Изучение покупателя, планирование товара |
Производство | Производство качественного товара, упаковки, комплекса поддержки товара (запчасти, сервис) |
Коммерция (сбыт) | Продажа, товародвижение, продвижение товара |
Персонал | Управление персоналом на основе ориентации на клиента, Relationship Marketing, CRM-системы(Customer Relationship Management – системы) |
Успех маркетинговой деятельности определяется наличием предпосылок:
|
|
· информационные (полнота и достоверность маркетинговой информации, умение обработать ее, приспособив для реализации маркетинговой цели)
· кадровые (достаточное количество сотрудников, соответствующее емкости рынка, с нужным уровнем подготовки и наличием специальных знаний)
· организационные (рациональная структура специализированных служб маркетинга, наличие и место в иерархии должностей специалистов-маркетологов, формирование различного рода представительств и филиалов, внутренняя структура самого маркетингового подразделения)
· финансовых (базируется на соответствии процесса финансирования целям стратегии маркетинга)
4. Классификация видов маркетинга:
1. в зависимости от территориального охвата рынка:
· внутрифирменный маркетинг
· «внешний» маркетинг
o национальный маркетинг (местный и в рамках всей страны)
o международный маркетинг
· многонациональный маркетинг (экспорт, создание дочерних фирм, полицентрическая система с единым центром)
· глобальный маркетинг (глобальная мировая коммерческая деятельность с использованием единых стандартом)
2. В зависимости от объекта:
· маркетинг товаров и услуг
· маркетинг территорий (места)
· маркетинг организаций
· персональный маркетинг
· маркетинг идей
3. В зависимости от характера воздействия на потребителя:
· push-маркетинг
· pull-маркетинг
4. В зависимости от характера спроса
Тип маркетинга | Состояние спроса | Цель маркетинга |
Конверсионный | Негативный спрос | Превратить спрос в позитивный |
Стимулирующий | Отсутствие спроса или низкий спрос | Создать и стимулировать спрос |
Развивающий | Потенциальный спрос | Развивать спрос |
Ремаркетинг | Снижающийся спрос | Оживить спрос |
Синхромаркетинг | Колеблющийся спрос | Стабилизировать спрос |
Поддерживающий | Полный или оптимальный спрос | Поддерживать спрос |
Демаркетинг | Чрезмерный спрос | Снизить спрос |
Противодействующий | Иррациональный спрос | Ликвидировать спрос |
5. В зависимости от целей деятельности:
· коммерческий маркетинг
o маркетинг товаров потребления (товары длительного и недлительного пользования)
o маркетинг средств производства (потребительские и инновационные услуги)
o маркетинг услуг (установки, детали, сырье)
· некоммерческий маркетинг
Вид маркетинга | Коммерческий маркетинг | Некоммерческий маркетинг |
Объекты маркетинговой деятельности | Товары и услуги | Организации, территории, идеи, товары и услуги |
Характер обмена | «Деньги-Товар» | Нетоварный |
Цели | Касаются распределения, прибыли и получения наличных денег | Более сложные, т.к. успех или неудача не могут быть измерены только через финансовые показатели |
Преимущества | Связаны с платежами потребителей | Зачастую не связаны с выплатами потребителей |
Целевые сегменты | Ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов | Возможна работа на экономически невыгодных сегментах |
Клиенты | Одна категория: потребители | Две категории: потребители и спонсоры |