Вопрос 2. Конфуцианство, идеи легизма. Реформы Шан Яна

Общественный строй

Правящая знать жила не только за счет эксплуатации рабов, но и свободных общинников.

1. в высшую группу входили правители (ваны)

2. вторая группа состояла из представителей аристократии, крупных землевладельцев,

3. главы родоплеменных групп, главы больших семей.

4. самая многочисленная группа населения – простолюдины.

5. Рабы стояли вне иерархии социальных групп, поскольку являлись не людьми, а считались вещами.

Государство в эпоху Чжоу было уже более оформленной монархией. Во главе стаял ван. Более развитой уже была центральная административная, которая опиралась на 14 расположенных по всей стране армий. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правитель которого получал от вана всю полноту власти над территорией и обязывался верно служить царю.

К 5 в. до н.э. образуется 7 наиболее сильных царств, одно из которых – Цинь – стало лидером и в начале 3 в. до н.э. закончило борьбу за объединение страны, образовав сильное Цинское государство.

Империя Цинь (3 в., 221-207 гг. до н.э.)

Все цивилизованные земли Китая объединились в единое государство – империю Цинь, преемником которой станет империя Хань, история которой переходит в раннее средневековье.

В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Он стал носить титул хуанди, что означало новые полномочия и исключительный статус в государстве. Он сосредоточил всю полноту военной и законодательной власти, был высшим судьей, назначал всех высших чиновников центрального и местных аппаратов. Власть императора стала практически неограниченной и обожествляемой.

Важнейшим было военное ведомство (возглавлял тайвэй), которое подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. Среди других можно выделить финансовое, государственного хозяйства, обрядовое, ведомство наказаний, цензорские органы.

Империя была разделена на 36 областей, области на округа и т.д. Во главе каждого административного звена стояли гос. чиновники. Вводилась строгая система рангов-чинов, которые присваивались чиновникам за службу, в награду, иногда покупались.

В 6 в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, который выдвигал идеи гармонии, добродетели и порядка. По мнению Конфуция, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), уважение к старшим, почитание родителей, а также вышестоящих на иерархической лестнице. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций, подчинение подданных властям, младших старшим, осуждало чрезмерное богатство, требовало от властей заботиться о бедных.

Представители легистов выражали интересы новой, имущественной знати. Легисты впервые в истории Китая выдвинули идею «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся традициями и обычаями, «легисты» считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы.

Одним из идеологов легизма был Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) - государственный деятель Циньской империи, который провел в государстве ряд реформ, способствовавших усилению государственной власти.

Реформы Шан Яна

- земля стала объектом купли-продажи, залога,

- размер земельных участков не ограничивался,

- крупные семьи должны были разделить свои хозяйства: «Если в семье было 2 сына, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог»,

- была введена единая система мер и весов,

- жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой, они отвечали за проступки своих членов,

- вводился новый табель наказаний,

- империя была разделена на территориальные единицы с имперскими чиновниками во главе,

- была запрещена кровная месть,

- вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон, (обычаи продолжали действовать, но приоритет был за писаным законом, Ш.Я. не скрывал своего скептического отношения к обычаям, которые могли трактоваться по-разному и в каждой местности были свои),

- произошло перевооружение армии, отличившимся в боях стали присваивать звания, учитывалось не происхождение, а личная храбрость и др.

Был сделан шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство еще сохранялось не одно столетие.

В империи Цинь утвердились взгляды «легистов», легизм стал официальной идеологией, конфуцианцы подвергались гонениям, однако на последнем этапе формирования древнекитайского права в эпоху династии Хань произошло слияние идей конфуцианства и легизма. Как следствие, моральные нормы ли приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены многие этические нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: