double arrow

Система государственной поддержки малого бизнеса как фактор выбора стратегических решений


Стратегически значимые достоинства и недостатки малых предприятий

Малые предприятия по объективным причинам имеют ряд стратегически преимуществ и стратегических недостатков по отношению к крупному бизнесу.

Преимущества:

ü небольшой стартовый объем капитала

ü гибкость функционирования на рынке (способность быстро корректировать ассортимент, цены и иные решения)

ü лучше знают специфику локальных рынков

ü деятельности и структура малого бизнеса в большей степени подходит для работы на небольших, узких сегментах рынках, не привлекательных для крупного бизнеса

В то же время большая доля малых предприятий, уходящих с рынка, объявляющих себя банкротами, разоряющихся свидетельствуют, что существует ряд стратегически значимы проблем функционирования малого бизнеса.

Недостатки:

- высокая независимость от поставщиков и покупателей

- трудность привлечения кредитных ресурсов (кредитные учреждения, в частности, банки, заинтересованы в том, чтобы получить свои деньги обратно надежно, а крупный бизнес более устойчив, поэтому вероятность того, что малое предприятие при таких же условиях получит кредит, существенно ниже)




- отсутствие эффекта масштаба, что не позволяет конкурировать по ценам и обуславливает высокие затраты

- высокие накладные расходы, а также существенно больше бремя фиксированных платежей, отчислений и т.д. (аренда, земельные платежи, лицензия)

- отсутствие резервов, которые могли бы быть направлены на преодоление кризисных явлений в организации

- зависимость от качества работы и управления одного человека (как правило, это руководитель)

_____________________________________________________________________________________________

Учитывая роль малого бизнеса с одной стороны и уязвимость малых предприятий с другой, в большинстве стран мира существуют программы поддержки малых предприятий.

В частности в РБ приняты Программа поддержки малого бизнеса, Закон «О поддержке малого предпринимательства», Закон об упрощенной системе налогообложения и др.

В целом можно выделить след. направления государственной поддержки малого бизнеса в Беларуси, оказывающее влияние на выбор стратегических решений:

1) в РБ реализована упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса, а также применяется уплата единого налога для ИП

В этой связи у малых предприятий появляется возможность гибко выбирать систему налоговых выплат в зависимости от показателей своей работы

2) предоставление льготных кредитов по низким кредитным ставкам

3) государственные гарантии возврата кредита (гарантии платные)

4) создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса

a. центры поддержки предпринимательства (ЦПП) – организации, осуществляющие консультационные услуги на платной основе, но специализирующиеся на работе с малым бизнесом (например, помощь в поиске помещений, в экспертизе бизнес-планов, исследовании рынка, изменении организационных и управленческих аспектов) финансируются частично из бюджета (у нас в РБ их более 50). Право называться ЦПП предоставляется органами государства, если организация отвечает соответствующим правом.



b. бизнес-инкубатор – ориентирован на поддержку вновь создаваемых малых предприятий путем предоставления в аренду помещений инкубатора, а также оказания дополнительных услуг на платной основе (крупное помещение, разделенное на боксы, сдающиеся в аренду по низким ценам + возможность пользования специалистами и оборудованием инкубатора). Основная цель инкубатора – создать устойчиво функционирующее предприятие. В РБ около 10 инкубаторов.

c. техно-парк – организация, создаваемая для обеспечения доступа малых предприятий к научным мощностям, кадрам и возможностям крупных исследовательских организаций. В РБ есть несколько техно-парков было 4 и д.б. открыт 5-й. При БГУ, при Могилевском машиностроительном, при БНТУ, при Академии Наук (Парк высоких технологий). Специфика техно-парка: в состав учредителей входят многие НИИ (научно-исследовательские институты), которые на льготных условиях предоставляют доступ к соответствующим отраслям.

Техно-парк является субъект информацстрктуры, необходимый для инновационного развития.



Как правило они не работают с вновь создаваемыми компаниями, т.к. имеют другую цель: коммерциализация технологий.

и др. (Белорусский банк малого бизнеса. Торгово-промышленная палата, Фонд финансовой поддержка малого бизнеса и др.)

5) частичная компенсация затрат малого бизнеса, связанных с участием в выставках, ярмарках за рубежом, и изучение конъюнктуры зарубежных рынков)

6) информационная поддержка, подготовка методических материалов (брошюры «Как отрыть бинес», «как зарегистрировать предприятие» и т.д.)

7) и др. направления

______________________________________________________________________________________________







Сейчас читают про: