Стратегически значимые достоинства и недостатки малых предприятий
Малые предприятия по объективным причинам имеют ряд стратегически преимуществ и стратегических недостатков по отношению к крупному бизнесу.
Преимущества:
ü небольшой стартовый объем капитала
ü гибкость функционирования на рынке (способность быстро корректировать ассортимент, цены и иные решения)
ü лучше знают специфику локальных рынков
ü деятельности и структура малого бизнеса в большей степени подходит для работы на небольших, узких сегментах рынках, не привлекательных для крупного бизнеса
В то же время большая доля малых предприятий, уходящих с рынка, объявляющих себя банкротами, разоряющихся свидетельствуют, что существует ряд стратегически значимы проблем функционирования малого бизнеса.
Недостатки:
- высокая независимость от поставщиков и покупателей
- трудность привлечения кредитных ресурсов (кредитные учреждения, в частности, банки, заинтересованы в том, чтобы получить свои деньги обратно надежно, а крупный бизнес более устойчив, поэтому вероятность того, что малое предприятие при таких же условиях получит кредит, существенно ниже)
|
|
- отсутствие эффекта масштаба, что не позволяет конкурировать по ценам и обуславливает высокие затраты
- высокие накладные расходы, а также существенно больше бремя фиксированных платежей, отчислений и т.д. (аренда, земельные платежи, лицензия)
- отсутствие резервов, которые могли бы быть направлены на преодоление кризисных явлений в организации
- зависимость от качества работы и управления одного человека (как правило, это руководитель)
_____________________________________________________________________________________________
Учитывая роль малого бизнеса с одной стороны и уязвимость малых предприятий с другой, в большинстве стран мира существуют программы поддержки малых предприятий.
В частности в РБ приняты Программа поддержки малого бизнеса, Закон «О поддержке малого предпринимательства», Закон об упрощенной системе налогообложения и др.
В целом можно выделить след. направления государственной поддержки малого бизнеса в Беларуси, оказывающее влияние на выбор стратегических решений:
1) в РБ реализована упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса, а также применяется уплата единого налога для ИП
В этой связи у малых предприятий появляется возможность гибко выбирать систему налоговых выплат в зависимости от показателей своей работы
2) предоставление льготных кредитов по низким кредитным ставкам
3) государственные гарантии возврата кредита (гарантии платные)
4) создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса
|
|
a. центры поддержки предпринимательства (ЦПП) – организации, осуществляющие консультационные услуги на платной основе, но специализирующиеся на работе с малым бизнесом (например, помощь в поиске помещений, в экспертизе бизнес-планов, исследовании рынка, изменении организационных и управленческих аспектов) финансируются частично из бюджета (у нас в РБ их более 50). Право называться ЦПП предоставляется органами государства, если организация отвечает соответствующим правом.
b. бизнес-инкубатор – ориентирован на поддержку вновь создаваемых малых предприятий путем предоставления в аренду помещений инкубатора, а также оказания дополнительных услуг на платной основе (крупное помещение, разделенное на боксы, сдающиеся в аренду по низким ценам + возможность пользования специалистами и оборудованием инкубатора). Основная цель инкубатора – создать устойчиво функционирующее предприятие. В РБ около 10 инкубаторов.
c. техно-парк – организация, создаваемая для обеспечения доступа малых предприятий к научным мощностям, кадрам и возможностям крупных исследовательских организаций. В РБ есть несколько техно-парков было 4 и д.б. открыт 5-й. При БГУ, при Могилевском машиностроительном, при БНТУ, при Академии Наук (Парк высоких технологий). Специфика техно-парка: в состав учредителей входят многие НИИ (научно-исследовательские институты), которые на льготных условиях предоставляют доступ к соответствующим отраслям.
Техно -парк является субъект информацстрктуры, необходимый для инновационного развития.
Как правило они не работают с вновь создаваемыми компаниями, т.к. имеют другую цель: коммерциализация технологий.
и др. (Белорусский банк малого бизнеса. Торгово-промышленная палата, Фонд финансовой поддержка малого бизнеса и др.)
5) частичная компенсация затрат малого бизнеса, связанных с участием в выставках, ярмарках за рубежом, и изучение конъюнктуры зарубежных рынков)
6) информационная поддержка, подготовка методических материалов (брошюры «Как отрыть бинес», «как зарегистрировать предприятие» и т.д.)
7) и др. направления
______________________________________________________________________________________________