Лучше быть крупным игроком узкого рынка, чем мелким крупного

Стратегические альтернативы в сфере малого бизнеса

Учитывая специфику осуществления бизнеса малым бизнесом, можно выделить несколько приоритетных стратегически альтернатив:

· реализация стратегии фокусирования (т.е. поиск на большом рынке такого узкого сегмента или ниши, который не привлекателен для крупного бизнеса). Заинтересованность малых предприятий в такой стратегии обусловлена неготовностью конкурировать с крупным бизнесом по цене издержкам. На таких сегментах малое предприятие может быть даже монополистом.

Пример: товары для сада и огорода – песок речной, мытый, фасованный. Спрос не оч. большой. Торфяной грунт – у крупного бизнеса, а песок ему не интересен. Это делает только 1 предприниматель, он является монополистом.

· работа на премиальных сегментах и сегментах, где покупателю важнее качество продукции и сервис, нежели цена (автомобилестроение – тюннинг – у малого бизнеса лучше сервис, чем у крупного)

· работа по индивидуальным заказам или с учетом индивидуальных потребностей покупателей

· франчайзинг. Статистика показывает, что малые предприятия, воспользовавшиеся франчайзингом, намного более устойчивы на рынке, в частности:

o в течение первого года функционирования остается на рынке малых предприятий около 70%,а работающих на условиях франчайзинга около 98%

o после 5 лет остается на рынке около 25% малый предприятий и около 90% малых предприятий, работающих на условиях франчайзинга

Такая ситуация складывается в связи с существенными стратегическими преимуществами, получаемыми малым бизнесом в результате приобретения франшизы, в т.ч.

· получение доступа к уже сформированному кругу потребителей

· наличие уже отработанной бизнес-модели (500 тыс. $ стоит называться не «Продукты», а например «Копейка» - малому бизнесу это не под силу)

· возможность использовать опыт других покупателей этой же франшизы

· возможность использовать консультационную помощь франчайзера (предоставляет информацию, результаты исследования рынка, обеспечивает необходимое оборудование)

· оказание франчайзерам дополнительных услуг (подготовка персонала – обычно платно и обязательно, возможно коммерческое кредитование, содействие в рекламе товара, помощь в создании бизнес-плана)

· и др. преимущества

Недостатки покупателей франшизы:

· возможность конкуренции со стороны других покупателей франшизы

· зависимость от решений франчайзера и невозможность самостоятельно принимать многие решения

· возможность ухода с рынка франчайзера, что приводит к потере преимуществ, получаемых в результате такого соглашения

· постоянные финансовые обязательства (сколько бы вы не работали, все равно нужно будет платить франчайзеру за право)

· франчайзинг как правило платный, существуют различные формы оплаты:

o лицензионный сбор (первоначальная плата за право пользования) – может отсутствовать, многие компании не взимают; величина колеблется от 1000$ до неск. млн долларов

o роялти (платежи чаще от выручки в %, иногда от прибыли) – обычно 2-10% (кроме лицензионного сбора)

o периодические фиксированные платежи (не в % от объемов деятельности, а в фиксированных платежах)

o обязательство приобретать товары франчайзера (цена франшизы заложена в цену товара)

2 основные формы франчайзинга:

1) продукт и торговая марка (был более распространен 70-80-е гг.) – предполагает большую свободу действий покупателя франшизы

2) бизнес-формат, или корпоративная форма (покупатель франшизы подключается в общий цикл хоз. деятельности франчайзера, обязуется реализовывать его стратегические решения и теряет существенную часть самостоятельности) – McDonald's. Получил широкое распространение этот формат сейчас, в т.ч. в связи с тем, что активно развивается франчайзинг в сфере услуг и в розничной торговле (Coca-Cola, IBM, Salamander).

Также 2 вида франчайзинга:

1) привилегированный (покупатель обязуется продавать только товары и услуги покупателя франчайзера)

2) непривилегированный (можно продавать другие товары, за исключением прямых клиентов).

В торговле и общепите используется преимущественно привилегированный.

· венчурный бизнес. Развивается с 50-х гг. Компания создается под одну инновационную идею, которая финансируется внешними инвесторами без гарантии возврата средств. В мировой практике наиболее популярная форма реализации венчурного финансирования – участие в капитале компании путем приобретения пакета акций или доли, остальные средства предоставляются в виде кредита. При этом инвестор не заинтересован приобретать контрольный пакет акций, т.к. он не должен участвовать в управлении, а просто предоставляет средства. Инвестор не заинтересован в распределении дивидендов. Венчурный инвестор – это игрок на фондовом рынке, он получает доход благодаря перепродаже акций. Венчурный инвестор не заинтересован в свободном обращении акций на рынке. Выгоду инвестор получает, в случае если идея оказывается успешной (а она инновационная), компания начинает работать с высокой рентабельностью (снимать сливки, как компания-новатор), спрос на акции существенно возрастает, а предложение остается ограниченным, что приводит росту цен на акции (скачкообразный). Инвестор продает принадлежащий ему пакет в момент пикового роста (т.е. выходит из состава компании). Венчурное финансирование связано с высокими рисками потерей инвестиций. По выборочным исследованиям более 1/3 таких проектов приводит к полной потере инвестиций. Успеха добиваются в 20-30% случаях. Выгода превышает суммы инвестиций в десятки, а иногда и в сотни раз.

У нас венчурное финансирование не развито. Одна из основных причин – неразвитость фондового рынка, а соответственно невозможность пиковых продаж.

Пример венчурного финансирования: скотч – его создание тоже когда-то профинансировал инвестор.

Создаются венчурные фонды как объединение венчурных инвесторов, чтобы снизить риски. Одни инвесторы не принесут прибыль, а другие принесут. В России несколько десятков. У нас нет.

· субконфронтация. Приобретение прав на реализацию крупных проектов крупными компаниями и передачу часть производств малому бизнесу на условиях субконтракта.

· кластерные организации бизнеса. Территориальное размещение многих субъектов малого бизнеса возле крупных компаний.

______________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: