Любая трудовая организация создается как инструмент решения задач более широких общностей, которые могут быть выполнены только через достижение индивидуальных целей. Поэтому создание и управление конкретной трудовой организации включают в себя разработку определенного механизма «перевода» соответствующей общественной цели (например, строительство железной дороги большой протяженности и в тяжелых климатических условиях) в индивидуальную цель, равно привлекательную для каждого члена трудового коллектива. Скажем, повышенный заработок. Однако получение такого заработка всеми участниками трудового процесса не означает, что для каждого из них заработок — это основная цель в личном плане.
Процесс формирования и управления трудовым коллективом в общем случае складывается из трех этапов.
На 1-м этапе образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадии существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.
|
|
По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап, отличающийся наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные.
На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя с данной общностью.
Теоретически возможен и 4-й этап, когда почти каждый член трудовой общности активно работает, сознательно способствуя достижению общеорганизационных целей. Однако это, скорее, идеал, к достижению которого должна стремиться служба управления персоналом как основной цели социального развития организации и кадровой политики ее руководства.