Механизм наделения судебными полномочиями
Наличие в законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к
кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному
формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в
законе до реального вступления судьи в должность необходима организация
фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и
выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом
порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение
квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия
должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче
рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как
предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается
Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом
|
|
Федерации по представлению Президента России (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102
Конституции РФ). Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного
Суда вправе вносить Президенту члены (депутаты) Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы
субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные
юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические
научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона о Конституционном Суде).
Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой
функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в
которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую
приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности,
осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и
справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».
Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат
ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:
а) в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и
арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия;
б) в ином вмешательстве в деятельность суда.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации предписал: присвоение
властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч.
5 ст. 5 Закона о судебной системе).
|
|
Согласно Закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:
а) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
б) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в
деятельность по осуществлению правосудия;
в) несменяемостью судей;
г) особой защитой государства;
д) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
е) правом судьи на отставку;
ж) неприкосновенностью судьи;
з) предоставлением судье за счет государства материального и социального
обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
и) системой органов судейского сообщества.
Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. УПК),
который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей
друг от друга (в том числе - народных заседателей от председательствующего, а
присяжных - от их старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:
а) наличие запрета судьям (а также народным или присяжным заседателям)
воздерживаться от голосования;
б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при
совещании присяжных заседателей - их старшине) подавать свой голос последним.
Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в
совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым
из судей (и заседателей) своего мнения.
В соответствии с указанной Временной инструкцией поводом для применения мер
безопасности в отношении защищаемого лица являются:
а) заявление указанного лица;
б) обращение председателя суда либо руководителя соответствующего
правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя
федерального органа государственной охраны;
в) получение органами, обеспечивающими безопасность, оперативной информации о
наличии угрозы безопасности указанного лица.
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей
при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в
законную силу;
2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной
ответственности или заключение его под стражу;
3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа
законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти
Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти
субъекта Российской Федерации.
Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять
должностные полномочия, происходит при наличии указанных в законе оснований.
К ним отнесены:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в
течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с
переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным
сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи
либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского
характера;
9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего
авторитет судебной власти;
10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности
|
|
судьи либо признании его недееспособным;
11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении
его умершим;
12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или
реорганизацией суда.
В развитие оснований, установленных Законом о статусе судей, в отношении
судьи Конституционного Суда закон содержит дополнительные основания:
- нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда
Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской
Федерации;
- неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или
уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в
законную силу (п. 1,8,10 части 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде).
Тема: 10. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ