Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение

Механизм наделения судебными полномочиями

Наличие в законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к

кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному

формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в

законе до реального вступления судьи в должность необходима организация

фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и

выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом

порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение

квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия

должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче

рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как

предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается

Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом

Федерации по представлению Президента России (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102

Конституции РФ). Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного

Суда вправе вносить Президенту члены (депутаты) Совета Федерации и депутаты

Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы

субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные

юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические

научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона о Конституционном Суде).

Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой

функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в

которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую

приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности,

осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и

справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат

ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:

а) в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и

арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия;

б) в ином вмешательстве в деятельность суда.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации предписал: присвоение

властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч.

5 ст. 5 Закона о судебной системе).

Согласно Закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:

а) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

б) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в

деятельность по осуществлению правосудия;

в) несменяемостью судей;

г) особой защитой государства;

д) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

е) правом судьи на отставку;

ж) неприкосновенностью судьи;

з) предоставлением судье за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

и) системой органов судейского сообщества.

Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. УПК),

который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей

друг от друга (в том числе - народных заседателей от председательствующего, а

присяжных - от их старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

а) наличие запрета судьям (а также народным или присяжным заседателям)

воздерживаться от голосования;

б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при

совещании присяжных заседателей - их старшине) подавать свой голос последним.

Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в

совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым

из судей (и заседателей) своего мнения.

В соответствии с указанной Временной инструкцией поводом для применения мер

безопасности в отношении защищаемого лица являются:

а) заявление указанного лица;

б) обращение председателя суда либо руководителя соответствующего

правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя

федерального органа государственной охраны;

в) получение органами, обеспечивающими безопасность, оперативной информации о

наличии угрозы безопасности указанного лица.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей

при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в

законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной

ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа

законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти

Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти

субъекта Российской Федерации.

Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять

должностные полномочия, происходит при наличии указанных в законе оснований.

К ним отнесены:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в

течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с

переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным

сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного

возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи

либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского

характера;

9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего

авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности

судьи либо признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении

его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или

реорганизацией суда.

В развитие оснований, установленных Законом о статусе судей, в отношении

судьи Конституционного Суда закон содержит дополнительные основания:

- нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда

Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и

Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской

Федерации;

- неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или

уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в

законную силу (п. 1,8,10 части 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде).

Тема: 10. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: