Тема 8. Учет долгосрочных активов

План лекции:

1. Характеристика основных средств как объекта учета

2. Оценка ОС: первоначальная, текущая, балансовая стоимость, стоимость реализации и ликвидации стоимости ОС

3. Учет движения ОС

4. Учет износа ОС: физический и моральный износ

5. Учет аренды ОС: финансируемая и текущая аренда

6. Понятие о нематериальных активах и их классификация

7. Учет поступления и выбытия нематериальных активов

8. Учет амортизации нематериальных активов

9. Документальное оформление движения нематериальных активов.

10. Инвентаризация нематериальных активов

Цель занятия – раскрыть основные вопросы учета основных средств, представить классификацию основных средств, рассмотреть оценку основных средств, особенности учета приобретения основных средств, безвозмездная передача основных средств. представить классификацию нематериальных активов, рассмотреть амортизацию нематериальных активов, особенности учета нематериальных активов и их амортизации, документальное оформление движения нематериальных активов.

Ключевые слова – основные средства, нематериальные активы, патент, гудвилл, лицензия, износ, оценка, амортизация, первоначальная стоимость, ликвидационная стоимость,

1. Основные средства представляют собой материальные активы, действующие в течении длительного периода времени (более одного года) в качестве средств труда как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

К основным средствам относятся: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование, орудия лова, производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктовый скот, специальные инструменты и прочие основные средства.

В зависимости от цели приобретения материальные активы отражаются в учете в составе основных средств, товарно-материальные запасов, либо финансовых инвестиций.

Пример. Автомобиль, приобретаемый с целью использования в хозяйственной деятельности субъекта по назначению, отражается в составе основных средств, а автомобиль, приобретаемый с целью дальнейшей перепродажи, - в составе товарно – материальных запасов. Земельные участки и здания, приобретаемые не для использования самим субъектом, а с целью вложения финансов на длительный период времени, отражаются как финансовые инвестиции.

Наличие у субъекта основных средств не означает их постоянного, с момента приобретения, использования, так как основные средства могут находиться на складе как резерв, могут быть законсервированы в установленном порядке или сданы в аренду.

2. Важным условием правильной организации учета ОС является принятый единый принцип их оценки.

Оценка ОС в денежном выражении позволяет определить их объем, структуру, износ, планировать производство. Различают первоначальную, текущую, балансовую стоимость, стоимость реализации, ликвидационную стоимость ОС.

Первоначальная стоимость – стоимость, включающая все фактически произведенные, необходимые затраты по возведению или приобретению ОС, в том числе уплаченные при покупке, невозмещаемые налоги и сборы, затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию, %-ты за кредит, предоставляемый в период строительства и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.

Текущая стоимость – стоимость ОС по рыночным ценам на определенную дату.

Балансовая стоимость – первоначальная или текущая стоимость ОС за вычетом суммы накопленного износа, по которой актив отражается в учете и ФО.

Стоимость реализации – стоимость, по которой возможен обмен ОС между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами.

Ликвидационная стоимость – стоимость запасных частей, лома и других ценных материалов, возникших при ликвидации объектов ОС в конце срока полезной службы за вычетом произведенных затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использования на субъекте.

3. Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально – ответственным лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в инвентарный список и делает запись оприходованию ОС.

Аналитический учет ОС ведется в бухгалтериях в инвентарных карточках, которые открываются на каждый инвентарный объект, за исключением одиночных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускаются учитывать в одной инвентарной карточке.

Карточку заполняют в основе Актов на поступившие ОС, технических паспортов и других документов. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов.

В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь 2-3 наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющихся в технической документации объекта. Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета ОС дают не по каждому объекту отделения, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

Заполненные инвентарные карточки в бухгалтерии регистрируют в описях инвентарных карточек оп учету ОС, которые ведут в одном экземпляре по каждой классификационной группе ОС.

При регистрации карточки нумеруют, затем помещают в специальную картотеку, где хранят по классификационным группам ОС, а внутри этих групп – по местам эксплуатации материально – ответственным лицом и видам ОС.

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной группе ОС за месяц при ручной обработке информации проводят в карточках учета движения ОС, в которых на основании документов записывают обороты и остатки, показанные в инвентарных карточках, которые сверяют с Главной книгой по счетам подраздела 12 «ОС». В карточках указывают остаток ОС на начало года, поступления, выбытие, остаток на конец месяца. На основе этих данных составляют отчетность на наличие и движение ОС.

4. ОС, участвуя в процессе производства, под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. В соответствии с СБУ 6, износ – это процесс потери физических и моральных характеристик объектов ОС. Различают два вида износа: физический и моральный.

Физический износ ОС является результатом их исполнения и воздействия внешних факторов, то есть такой износ происходит в результате участия ОС в процессе производства в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений, а также под воздействием различных внешних факторов: влажности, атмосферных осадков, ржавления, старения металла и другое. В результате физического износа утрачивается часть первоначальной стоимости ОС.

Моральный износ ОС представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники, то есть, связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства.

Для учета износа ОС применяют счета подраздела «Износ ОС», который включает в себя следующие синтетические счета: «Износ зданий и сооружений», «Износ машин и оборудования, передаточных устройств», «Износ средств», «Износ прочих ОС».

Амортизируемая стоимость систематически распределяется в виде амортизационных отчислений на расходы субъекта в течение всего срока полезной или нормативной службы.

Амортизация начисляется путем применения различных методов:

1. Равномерного (прямолинейного) списания стоимости;

2. Списания стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный метод);

3. Ускоренного списания:

Уменьшающегося остатка, списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод).

5. В соответствии со СБУ 17 «Учет аренды» аренда подразделяется на финансируемую и текущую.

Финансируемая аренда –передача арендатору большей части выгод и рисков, связанных с правом собственности на имущество.

Текущая аренда – любая другая аренда, за исключением финансируемой.

Субъекты, в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенных в их Уставах, имеют право на договорной основе сдавать финансируемую аренду принадлежащие им основные средства.

Для учета долгосрочного арендуемых основных средств и расчетов, связанных с долгосрочной арендой, в Типовом плане счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности субъектов предусмотрено следующие синтетические счета и субсчета.

Счета подраздела «Основные средства», субсчет «Долгосрочно арендуемые основные счета». Счета основные, активные, сложные, инвентарные. По дебету счетов отражается остаток долгосрочно арендуемых основных средств на начало месяца, поступление за отчетный месяц; по кредиту – их выбытие. Аналитический учет арендуемых основных средств ведется в инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6), открываемых на каждый объект или группу однородных объектов. Субсчета «Долгосрочно арендуемые основные средства» применяют предприятия – арендаторы.

Учет арендных обязательств к поступлению ведется на счете «Прочая дебиторская задолженность», к которому открывают субсчет «Арендные обязательства к поступлению». Счет основной, активный, расчетный. Счет «Прочая дебиторская задолженность» применяют предприятия – арендодатели. По дебету счета отражается остаток задолженности по арендным платежам за предприятиями – арендаторами на начало и конец месяца; суммы арендной платы, начисленные за отчетный месяц; по кредиту счета – погашение задолженности по арендной плате предприятиями – арендаторами.

Аналитический учет ведется по каждому предприятию – арендатору в «Ведомости учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами» или аналогичной по форме машинограмме.

Для учета расчетов с предприятиями – арендодателями по арендным платежам за полученные в долгосрочную аренду объекты основных средств применяют счет 683 «Арендные обязательства». Счет основной, пассивный, расчетный; по кредиту счета отражается остаток задолженности предприятию – арендодателю за полученные в долгосрочную аренду основные средства на начало и конец месяца; суммы арендной платы, начисленные за текущий месяц; по дебету – оплата задолженности предприятию – арендодателю. Аналитический учет расчетов ведется в «Ведомости учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами», либо в соответствующей машинограмме. Счет 683 применяют предприятия – арендаторы.

К счетам подраздела 13 «Износ основных средств» (счета 131-134) открываются субсчета «Износ долгосрочно арендуемых основных средств», на которых предприятия – арендаторы учитывают суммы износа долгосрочно арендуемых средств, начисленного по действующим нормам амортизации. После полной оплаты стоимости долгосрочно арендуемых основных средств, износ начисляемый за время аренды, присоединяется к износу собственных основных средств.

Имущество, сдаваемое в текущую аренду, отражается в бухгалтерском балансе арендодателя по статье «Основные средства». Начисление амортизации на имущество, сдаваемое в аренду, производится в соответствии с методами, предусмотренными стандартом бухгалтерского учета №6 «Учет основных средств».

Арендный доход признается на равномерной основе в течение всего срока аренды, если только другая систематическая основа не является более приемлемой для отражения временных характеристик получения дохода, как это предусмотрено в договоре.

Наличие движения арендованных основных средств у предприятия – арендатора ведется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Учет арендованных основных средств на счета 001 ведется в оценке, указанной в договоре по каждому объекту (инвентарному номеру) в специальном журнале. Арендованные средства, находящиеся за рубежом, на счете 001 учитываются обособленно.

При поступлении основных средств аренду дебетуют счет 001, при возврате их арендодателю – кредитуют (начисление арендной платы и ее отражение в учете арендодателя и арендатора, организация забалансового учета рассмотрены в соответствующих разделах книги).

6. Нематериальный актив – это идентифируемый, не денежный актив, не имеющий физической формы, предназначенный для использования в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам, или для административных целей.

Нематериальные активы не имеют физической сущности (неосязаемы) и могут одновременно включать материальные и нематериальные активы, например, компьютерное программное обеспечение, предназначенное для управления технологическим оборудованием, без которого оно не может функционировать, и является неотъемлемой частью, и компьютерное программное обеспечение, не являющееся неотъемлемой частью технологического оборудования.

Некоторые нематериальные активы содержатся на физических носителях. Например, программное обеспечение – на дискете, фильм – на ленте, юридическая документация (лицензия, патент) – на бумаге. В данном случае на соответствие определению и критериям признания нематериальных активов проверяются непосредственно программное обеспечение, фильм, юридическая правовая документация, так как по отношению к последним дискета, лента, бумага являются вспомогательными.

К нематериальным активам относят товарные знаки, зарегистрированные места происхождения товаров. «Цену фирмы» (Гуд-вилл), «Ноу-хау», «Патенты» и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, на права пользование природными ресурсами, права на использование производственной информации, программное обеспечение ЭВМ, фирменные наименования и др..

В соответствии с действующим законодательством в Республике Казахстан нематериальные активы оцениваются в следующем порядке.

- внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал создаваемого предприятия по договоренности сторон. Оценка такого вклада должна быть подтверждена независимым аудитором;

- приобретенные за плату у других предприятий, организаций и граждан исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов;

- полученные от других предприятий, организаций и граждан безвозмездно (дарение) экспертным путем или по договорной цене.

Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации и включения ее в издержки производства или списания на счета других источников.

Выбытие нематериальных активов происходит при их реализации юридическим и физическим лицам, списание в связи с потерей доходных свойств, внесением в качестве вкладов в уставный капитал других субъектов.

К нематериальным активам относят:

· товарные знаки (знаки обслуживания);

· фирменные наименования;

· зарегистрированные места происхождения товаров;

· гуд-вилл (цена фирмы, учитывающая деловые связи, имидж, квалификацию коллектива и т.п.);

· ноу-хау [в буквальном переводе «знаю как» (англ.) термин применяется в международных отношениях знаний, выраженных в документации, производственного опыта, навыков и т. п.];

· патенты, лицензии, промышленные образцы;

· авторские права, права на пользование природными ресурсами, права на использование производственной информации;

· программное обеспечение ЭВМ;

· сервитуты – право пользования чужим имуществом в определенных пределах (право прохода или проезда через соседний участок земли, право пользования дорогами и пастбищами и другие);

· затраты на опытно–конструкторские работы;

· организационные расходы;

· интеллектуальная собственность;

· франшизы - право на создание коммерческого предприятия, предоставляемое на определенные периоды и зафиксированное в договоре.

Нематериальные активы, как правило, приносят организации экономические выгоды.

Учет НМА ведется с использованием счетов подраздела 2700 «Нематериальные активы». Счет 2740 «Амортизация прочих нематериальных активов» используется для обобщения информации и погашении стоимости нематериальных активов. На указанных счетах аналитический счет ведется по отдельным объектам.

К нематериальным активам относят права на объекты интеллектуальной собственности, на пользование природными ресурсами, товарные знаки и знаки обслуживания, наименование места происхождения товаров, торговые марки, лицензии, патенты и др.

7. Любой объект НМА, принимаемый к учету, должен быть, выражен той или объективной формой, допускающей у покупателя его воспроизведение.

Приобретение НМА у юридических лиц за плату отражается следующей проводкой:

Дебет соответствующих счетов:

2731 «Лицензионные соглашения»

2732 «Программное обеспечение»

2733 «Патенты»

2734 «Организационные затраты»

Кредит соответствующих счетов:

3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»

По истечению срока полезного использования или в случае выбытия нематериального актива, первоначальная стоимость и накопленная амортизация подлежит списанию. Расчет остаточной стоимости объекта выполняется автоматически при проведении документа. При этом производится начисление и отражение в учете амортизации объекта за последний месяц использования.

При проведении документа формируются проводки по начислению амортизации (если она еще не была начислена за последний месяц использования), списанию амортизационных начислений на счет учета НМА и списанию остаточной стоимости на счет учета, указанный в документе в качестве счета расходов.

8. Нематериальные активы, участвуя в процессе производства, под влиянием времени, в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость НМА должна равномерно распределиться в течение предполагаемого срока их эксплуатации путем распределения на отчетные периоды, в течение которых эти объекты способны приносить компании экономические выгоды.

Амортизационные отчисления - один из основных элементов, составляющих себестоимость продукции, работ и услуг.

Получить сводную информацию начисленной амортизации по Нематериальным активам можно с помощью отчета Ведомость амортизации НМА за период.

Для начисления амортизации нематериальных активов предусмотрены следующие способы начисления амортизации:

1.1. Линейный

1.2. Уменьшаемого остатка

1.3. Производственный (пропорциональный объему продукции, работ).

9. Как, все остальные ценности, так и нематериальные активы, поступающие из различных источников и в связи с этим они оформляются также разными документами.

А) Нематериальные активы, поступающие от поставщиков оформляются актом приемки (форма НОК №1):

- наименование организации

- дата составления акта

- вид нематериальных активов

- краткая характеристика

- наименование поставщика

- номер приказа, дата и состав комиссии.

Акты составляются в нескольких экземплярах. Кроме того, в акте указывается наименование материалов, краткая характеристика, первоначальная стоимость, норма и сумма амортизации. Акт после его оформления с приложенной документацией, описывающий сам объект нематериальных активов или порядок его использования, или документа, подтверждающие те или иное имущественное права предприятия, относящиеся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.

Б) При передаче (продажа, безвозмездной передаче) нематериальных активов другому предприятию, акт составляется в двух экземплярах; для предприятия сдающего и принимающего нематериальные активы.

На каждый вид нематериальных активов в бухгалтерии открывается инвентарная карточка форма №НОК 2. Карточка применяется для учета всех видов нематериальных активов. Карточка заполняется в одном экземпляре на основании документа, подтверждающего факт получения предприятием объекта нематериальных активов. Акт приемки – передачи нематериальных активов, технической и другой документации. Основанием для отметок о выбытии нематериальных активов при передаче другому предприятию является акт приемки-передачи нематериальных активов.

В инвентарной карточке указывается:

- наименование организации

- наименование нематериальных активов

- краткая характеристика

- дата и номер документа, и другие данные, которые указаны в акте приемки - передачи.

Инвентарные карточки нематериальных активов группируют в «Ведомости учета нематериальных активов». В ведомости приводятся наименование нематериальных активов, остатки на начала и конец месяца, движение за месяц.

10. Все средства субъекты подлежат инвентаризации. При инвентаризации нематериальных активов проверяется: фактическое наличие нематери­альных активов, принадлежащих предприятию на правах собственно­сти; правильность и своевременность отражения их в балансе; правиль­ность начисления износа нематериальных активов; Наличие морально устаревших активов. В первичных документах должно содержаться подробное описание объектов нематериальных активов, указана их первоначальная стои­мость, сроки полезного использования, нормы износа, подразделение, в котором используются объекты и др. данные. При инвентаризации не­материальных активов необходимо установить наличие документов, подтверждающих существование самого объекта, и права предприятия на его использование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: