Тема 2. Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета

Классификация источников образования средств предприятия

Классификация средств предприятия по видам и размещению

Средства субъекта
внеоборотные
оборотные
Основные средства (здания, сооружения, машины и оборудование, транспорт, хоз. и произ.инвентарь)
Нематериальные активы (лицензии, патенты, программное обеспечение)
Долгосрочные финансовые вложения
Средства процесса производства (сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция)
Средства процесса обращения (денежные средства в кассе, на расчетном счете и прочих счетах в банке, краткосрочные ценные бумаги)


Средства предприятия
Источники собственных средств
Источники заемных средств
Уставный капитал
Резерв-ный капитал
Нераспределенный доход (непокрытый убыток)
Кредиты банков (краткосрочные, долгосрочные)
Займы (краткосрочные, долгосрочные)
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расче- ты с бюджетом по нало-гам
Расчеты с вне-бюджет-ными фондами
Расчеты с персоналом по оплате труда


5. Концептуальная основа бухгалтерского учета рассматривает следующие аспекты:

- цели финансовой отчетности

- основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

- определение, признание и измерение элементов финансовой отчетности

Основной целью финансовой отчетности является предоставление пользователям информации о финансовом положении субъекта.

Основные принципы бухучета и финансовой отчетности. В Законе РК «О бухгалтерском учете» определены следующие принципы:

- начисления. Доходы признаются когда они заработаны, а расходы и убытки, операции и события отражаются в бухучете и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность составленная по принципу начисления обеспечивает информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей для принятия экономических решений понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены.

- непрерывная деятельность. Предполагается, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода времени и у него нет намерения или необходимости ликвидации в обозримом будущем, или он не собирается существенно сокращать масштабы своей деятельности.

- понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

- уместность. Влияние на экономические решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

- существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей.

- надежность. В информации нет существенных ошибок и искажений и пользователи могут положиться на нее, как на правдиво представленную.

- нейтральность. Для обеспечения надежность информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой.

- сопоставимость. Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, отчетные периоды должны быть сопоставимы.

Финансовые отчеты отражают финансовые результаты сделок и других событий, формируя их обширные категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти обширные категории называются элементами финансовых отчетов.

Элементами, непосредственно связанными с оценкой финансового положения субъекта являются активы, собственный капитал и обязательства, которые отражаются в бухбалансе. Доходы и расходы – элементы, непосредственно связанные с измерением показателей субъекта в отчете о доходах и расходах. Отчет о движении денег и отчет об изменениях в собственном капитале отражают элементы отчета о доходах и расходах и изменения, произошедшие в элементах бухгалтерского баланса.

Признание элементов финансовых отчетов – это процесс включения в бухгалтерский баланс или отчет о результатах деятельности статьи, которая соответствует определению элемента.

Оценка элементов финансовых отчетов – это метод определения денежных сумм, по которым активы и обязательства признаются и фиксируются в финансовых отчетах. Элементы финансовых отчетов оцениваются по первоначальной стоимости, текущей стоимости, возможной стоимость реализации (погашения), дисконтированной стоимости, балансовой стоимости.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бухгалтерский учет?

2. На какие этапы можно разделить становление бухучета?

3. Что является предметом бухучета?

4. Каковы основные цели финансовой отчетности?

5. Знаете ли Вы, методы бухучета?

6. На какие виды делится учет?

7. Дайте определение доходам и расходам.

8. Для чего используется статистический учет?

9. Какие процессы относятся к объектам бухгалтерского учета?

10. Что является элементами метода бухгалтерского учета?

Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 г. №234-ІІІ

3. Стандарты бухгалтерского учета (Постановление Национальной комиссии по бухучету №3 от 13.11.96г.)

4. Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности (приказ МФ РК от 29.10.02 г. №542)

5. Типовой план счетов бухгалтерского учета и финансовой отчетности №185 от 23.05.2007 г.

1.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;

2.Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2006 г.

3.Сейдахметова СМ. Современный бухгалтерский учет. Алматы, 1998 г.

План лекции:

1. Понятие финансовой отчетности

2. Элементы финансовой отчетности.

3. Долгосрочные активы. Текущие активы

4. Характеристика собственного капитала

5. Долгосрочные и текущие обязательства

6. Определение финансового результата

Цель занятия: рассмотреть определение финансовой отчетности и ее элементов, дать определение долгосрочным и текущим активам, изучить структуру собственного капитала, классификацию обязательств, признание доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: финансовая отчетность,активы, доходы, расходы, капитал, обязательства.

1. Финансовая отчетность представляет собой важный способ периодического обобщения информации о состоянии активов, собственного капитала и обязательств, об изменениях доходов и расходов, движения денежной наличности с целью предоставления ее внешним пользователям.

Отталкиваясь от данных, содержащихся в финансовой отчетности, хозяйствующий субъект может создавать бюджеты как краткосрочного, так и долгосрочного характера для дальнейшей деятельности компании.

Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении хозяйствующего субъекта, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный период.

Финансовая отчетность включает в себя:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о прибылях и убытках.

3. Отчет о движении денежных средств.

4. Отчет об изменениях в капитале.

5. Пояснительная записка.

Финансовая отчетность отражает финансовые результаты операций и других событий, объединяя их в широкие категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти широкие категории называются элементами финансовой отчетности.

2. Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения являются:

- активы;

- обязательства;

- капитал.

Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности являются:

- доходы;

- расходы.

Активы - это ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды.

Обязательство - это текущая задолженность предприятия, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой, приведет к оттоку из предприятия ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Капитал - это доля в активах предприятия, остающаяся после вычета всех его обязательств.

Доходы - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении собственного капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению собственного капитала, не связанного с его распределением между участниками акционерного капитала.

3. Для осуществления хозяйственной деятельности субъектам необходимы активы, которые образуются за счет определенных источников. В бухгалтерском учете принято характеризовать активы по составу и размещению, т.е. объекты, в которые ресурсы вложены и где они находятся.

По составу и размещению активы бывают двух категорий: долгосрочные и текущие.

Долгосрочные активы делятся на: материальные (основные средства и незавершенное капитальное строительство); нематериальные; прочие долгосрочные активы; долгосрочная дебиторская задолженность (срок погашения больше года).

Нематериальные активы – это активы, не имеющие натурально-физической формы, но наделенные «неосязаемой ценностью» и, в силу этого, приносящие субъекту дополнительный доход в течении длительного времени или постоянно. Кроме того, нематериальные активы должны обладать способностью отчуждения. К нематериальным активам относят товарные знаки (знаки обслуживания), зарегистрированные места происхождения товаров, гудвилл («цена фирмы»), «ноу-хау», патенты и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальная собственность и организационные затраты, права на пользование природными ресурсами, программное обеспечение ЭВМ и другие. По мере развития рыночной экономики значение и доля нематериальных активов в имуществе субъектов будет увеличиваться, что обусловлено развитием техники и технологии, распространением информации, развитием экономических отношений.

Основные средства –материальные активы, действующие в течении длительного периода времени (более одного года)в качестве средств труда, как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. К основным средствам относятся: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование, орудия лова, производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, специальные инструменты и прочие основные средства.

Прочие долгосрочные активы делятся на: долгосрочные инвестиции: долгосрочная дебиторская задолженность (срок погашения более года): расходы будущих периодов- срок погашения более года.

Долгосрочные инвестиции - это инвестиции активов в дочерние товарищества; в зависимые юридические организации; в совместно-контролируемые юридические лица и прочие инвестиции с указанием текущей стоимости, если она отличается от их балансовой стоимости.

Долгосрочная дебиторская задолженность – это счета к получению; векселя полученные; дебиторская задолженность, возникшая между основными хозяйственные товариществами и его дочерними товариществами в результате внутрихозяйственных операций и др.

Текущие активы субъекта - это совокупность финансовых ресурсов, вложенных им в:

· товарно-материальные запасы (независимо от срока их переработки и реализации);

· расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года от отчетной даты;

· денежные средства и их эквиваленты;

· краткосрочные финансовые инвестиции;

· краткосрочная дебиторская задолженность.

В соответствии со стандартом бухгалтерского учета № 7«Учет товарно-материальных запасов» к товарно-материальным запасам относятся готовые к реализации товары, а также сырье и материалы и продукция незаконченного производства, подлежащая реализации по ее завершению. Таким образом, текущие активы постоянно находятся в обращении, как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере. В сфере производства в состав текущих активов входят запасы сырья, незавершенного производства и запасы готовой продукции, активы в расчетах.

К ним относятся: авансовые платежи за покупку текущих активов; счета к получению за отгруженные товары (работы и услуги); векселя полученные и прочая дебиторская задолженность.

В коммерческой сфере в состав текущих активов входят: товарно-материальные запасы подлежащие к реализации (товары, готовая продукция и др.), находящиеся на складах оптовых и предприятиях торговых коммерческих фирм; денежные наличности; дебиторская задолженность по инвестиции и др.

4. Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.

В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.

Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, резервного капитала и различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия.

Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.

Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.

Накопленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.

Заемный капитал (обязательства предприятия)

Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года.

Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

5. Итоговый результат деятельности торговой организации за определенный период называют финансовым результатом или прибылью (убытком). Финансовый результат отражает все стороны деятельности торговой организации:

1) прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;

2) прибыль (или убыток) от финансовых вложений и кредитных операций (разность процентов полученных и уплаченных, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы);

3) сальдо прочих доходов и расходов.

Прибыль – разница между продажной ценой на реализуемые товары или услуги и затратами на их производство (приобретение). Под прибылью в торговой организации зачастую понимают торговую наценку. Торговая наценка – это надбавка к цене товара при его реализации с баз и складов оптовых организаций, необходимая для покрытия их затрат и получения определенной средней прибыли.

Информация о доходах и расходах организации от торговой деятельности обобщается на балансовом счете 90 «Продажи», этот счет предназначен и для определения финансового результата. Для торговой организации торговля – это обычный вид деятельности.

Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, т. е. НДС, акцизов, экспортных пошлин). Издержками от торговой деятельности, по сути, являются затраты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и затраты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу).

Финансовый результат отражается в отчете о прибылях и убытках. Основное предназначение информации, формируемой в этом отчете, состоит в характеристике масштабов доходообразующих поступлений и расходов, обусловленных использованием ресурсов организации. Показатели прибыли призваны представить эффективность делового оборота организации во всех существенных аспектах использования ресурсного потенциала торговой организации.

Показатели прибыли необходимы для выработки правильных деловых решений. В большинстве случаев те показатели, которые влияют на выбор решения, не фиксируются прямо в финансовой отчетности. Однако финансовая отчетность формирует в бухгалтерском учете такую систему показателей, которая оказывается существенной при расчете вторичных (опосредованных), но в то же время и конечных характеристик бизнеса – доходности, риска, ликвидности, экономической жизнеспособности и т.п.

Прибыль (убыток) – это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

Прибыль – это положительный финансовый результат, убыток – отрицательный финансовый результат.

Контрольные вопросы:

1. Какие объекты бухгалтерского учета находят отражение в финансовых отчетах?

2. Перечислить основные элементы бухгалтерского баланса

3. Перечислить основные элементы отчета о доходах и расходах или отчета о прибылях и убытках

4. Дать краткую характеристику элементам финансовой отчетности

5. Понятие хозяйственных процессов и хозяйственных операций.

Список литературы:

1. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;

2. Стандарты бухгалтерского учета (Постановление Национальной комиссии по бухучету №3 от 13.11.96г.)

3. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2006 г.

4. Перечень групп синтетических счетов Рабочего плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов

5. Сейдахметова С.М. Современный бухгалтерский учет. Алматы, 1998 г.

6. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Москва,. 1999 г.

7. Инструкция по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.05 г. №426)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: