Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования
Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем
Экспериментальный метод – вид теоретико-эмпирического исследования, построенного в соответствии с нормативами научного мышления, реализующими логику гипотетико-дедуктивного вывода относительно изучаемой причинно-следственной зависимости
Гипотетико-дедуктивный метод: от общих высказываний о теоретических зависимостях – к выдвижение эмпирически «загруженных» гипотез о следствиях действия предполагаемых законов, которые можно наблюдать или фиксировать в определенных эмпирических показателях
Эксперимент – проверка каузальных гипотез путем гипотетико-дедуктивного рассуждения
Предметное разделение областей психологического знания или выделение общих нормативов подхода в рамках той или иной психологической школы
Решение научных или практических задач средствами научного познания → выдвижение гипотез
|
|
Ярошевский, Поппер: надыиндивидуальный характер возникновения и движения гипотез в научном познании
Поппер: 1 мир – мир физической реальности, 2 мир – мир психологической/субъективной реальности, 3 мир – мир теорий и гипотез
Тенденции в объяснении источников развития новых научных гипотез:
· Субъективистская позиция
o Через анализ творческого мышления человека, детерминированности внутренней познавательной мотивацией можно раскрыть закономерности развития научных гипотез и прирост научного знания
o Любая научная гипотеза зарождается в голове конкретного человека
· Объективистская позиция:
o Сама проблемная ситуация складывается в науке объективно, независимо от отдельной творческой личности
· Формулировка конкретной проблемы осуществляется посредством индивидуального мышления, сама проблемная ситуация складывается в науке объективно, независимо от отдельной творческой личности
Проблема – формулирование, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого и внесет вклад в проведение научного или практически направленного исследования
Научное творчество детерминировано сложившимися системами профессиональных взглядов (теорией и возможностью проверки гипотез)
Теоретико-эмпирическое исследование: постановка проблемы + обоснование теоретической гипотезы + проверка эмпирически нагруженных гипотез
Наука – надындивидуальное образование, созданное поколениями людей в научных сообществах
Проверка гипотез – средство перехода от одной проблемной ситуации к другой
|
|
Новая формулировка проблемы – только от знающего профессионала. Без знаний не может быть новой гипотезы
Ярошевский: мышление ученого направляется категориальными регулятивами
Новые гипотезы появляются:
· На замену старым
· Когда старая проблема вводится в новый контекст обсуждения
· Когда возникает новая проблема
· Для заполнения пробела между разными уровнями обобщений, для прорыва в обобщении
· В системах новых интерпретаций, нового понимания предмета изучения
1.4. Эксперимент в системе других методов