double arrow

Проблемы возникновения новых гипотез

Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования

Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем

Экспериментальный метод – вид теоретико-эмпирического исследования, построенного в соответствии с нормативами научного мышления, реализующими логику гипотетико-дедуктивного вывода относительно изучаемой причинно-следственной зависимости

Гипотетико-дедуктивный метод: от общих высказываний о теоретических зависимостях – к выдвижение эмпирически «загруженных» гипотез о следствиях действия предполагаемых законов, которые можно наблюдать или фиксировать в определенных эмпирических показателях

Эксперимент – проверка каузальных гипотез путем гипотетико-дедуктивного рассуждения

Предметное разделение областей психологического знания или выделение общих нормативов подхода в рамках той или иной психологической школы

Решение научных или практических задач средствами научного познания → выдвижение гипотез

Ярошевский, Поппер: надыиндивидуальный характер возникновения и движения гипотез в научном познании

Поппер: 1 мир – мир физической реальности, 2 мир – мир психологической/субъективной реальности, 3 мир – мир теорий и гипотез

Тенденции в объяснении источников развития новых научных гипотез:

· Субъективистская позиция

o Через анализ творческого мышления человека, детерминированности внутренней познавательной мотивацией можно раскрыть закономерности развития научных гипотез и прирост научного знания

o Любая научная гипотеза зарождается в голове конкретного человека

· Объективистская позиция:

o Сама проблемная ситуация складывается в науке объективно, независимо от отдельной творческой личности

· Формулировка конкретной проблемы осуществляется посредством индивидуального мышления, сама проблемная ситуация складывается в науке объективно, независимо от отдельной творческой личности

Проблема – формулирование, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого и внесет вклад в проведение научного или практически направленного исследования

Научное творчество детерминировано сложившимися системами профессиональных взглядов (теорией и возможностью проверки гипотез)

Теоретико-эмпирическое исследование: постановка проблемы + обоснование теоретической гипотезы + проверка эмпирически нагруженных гипотез

Наука – надындивидуальное образование, созданное поколениями людей в научных сообществах

Проверка гипотез – средство перехода от одной проблемной ситуации к другой

Новая формулировка проблемы – только от знающего профессионала. Без знаний не может быть новой гипотезы

Ярошевский: мышление ученого направляется категориальными регулятивами

Новые гипотезы появляются:

· На замену старым

· Когда старая проблема вводится в новый контекст обсуждения

· Когда возникает новая проблема

· Для заполнения пробела между разными уровнями обобщений, для прорыва в обобщении

· В системах новых интерпретаций, нового понимания предмета изучения

1.4. Эксперимент в системе других методов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: