Экскурс 4.4

Две основные схемы задания уровней НП

Интраиндивидуальная (испытуемый проходит через разные уровни НП; здесь должно быть изменение экспериментального материала с сохранением эквивалентности задач) и межгрупповая схемы + кросс-индивидуальная схема

При мотивирующей инструкции фактор задачи – основной источник угрозы внутренней валидности

Интраиндивидуальные схемы – экспериментальные планы, при которых все уровни НП предъявляются одному и тому же испытуемому в определенной последовательности, причем обычно много раз, чтобы проконтролировать ненадежность данных

Контроль последовательности стимулов

Интраиндивидуальная схема может применяться и при групповом эксперименте

Формальное планирование зависит от содержательного: цели фоследующего обобщения направляют выбор схемы – индивидуального или межгруппового эксперимента, а это уже относится к направленности ЭГ, которая относится либо к индивиду, либо к популяции

Межгрупповые схемы – это планы, согласно которым разные уровни НП предъявляются разным группам испытуемых (желательно одновременно), отобранным как эквивалентные в соответствии с определенными стратегиями отбора или подбора испытуемых в группы. Он является таковым по способу сравнения данных, или выборочных значений ЗП. Разным группам с одинаковой деятельностью даются разные инструкции. Одни испытуемые прошли через контрольное условие, другие через экспериментальное

В межгрупповой схеме: воздействие НП + эффект межиндивидуальных различий. Группы могут быть неэквивалентными по составу

Стратегии подбора испытуемых в группы – средства экспериментального контроля при межгрупповых схемах для достижения цели эквивалентности групп. Это способы образования групп (эквивалентных при экспериментальном или однородных при корреляционном подходе) при наличном составе испытуемых, которые не отбирались из популяции

Обобщение при стратегиях подбора групп из наличного состава испытуемых не может распространяться на другие выборки или популяции

Экспериментальный эффект в обеих схемах: как сравнение двух рядов выборочных значений ЗП, измеренных у испытуемого или испытуемых в экспериментальном и контрольном условиях

Гипотезы, направленные на сравнение индивидуальных и групповых решений предполагают вид групповой деятельности или индивидуальной, но в присутствии других людей

Управление ситуационными факторами, в том числе инструкциями и стимульными факторами, возможно при разных экспериментальных схемах

Гендер либо как аналог НП, либо как ключевая ДП

Ситуационные переменные и переменные, отражающие индивидуальные различия (переменные, реконструируемые как личностные свойства – латентные, это потенциальные факторы, определяющие поведение субъекта в экспериментальной ситуации)

Спор между ситуационизмом и диспозиционизмом

Исследование мотивационной сферы преподавателей высшей школы

Сравнение мотивационных профилей в трех группах испытуемых: студентов, аспирантов и преподавателей вузов

Результаты: студенты, аспиранты – схожие мотивационные профили у мужчин и женщин («мотивация достижения», «агрессия»), преподаватели – у мужчин все сохраняется, у женщин – значимые различия («готовность принимать/ оказывать опеку») => наличие эффекта пола

Интерпретация: для мужчин и женщин разные социальные условия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: