double arrow

Экскурс 4.5


Фиксируемый показатель и базисный процесс

Базисный процесс: на него действует НП, и он проявляется в параметрах ЗП

Иногда: испытуемый как «внутренний наблюдатель» → самоотчет → экспериментатор как внешний наблюдатель

Автор: Метцгер

Процедура и результаты: изменение освещенности отштукатуренной стены от сильной к едва заметной – видели однородное поле, т.к. свет не фокусировался. Сильное освещение – видели стену. Слабое освещение – не 2D, а туман, «световая дымка» (вывод: испытуемый начинает воспринимать 3D, т.е. пространство)

Автор-оппонент: Гибсон

Процедура: перед глазами испытуемого полусфера из диффузного стекла, ярко освещенная снаружи или: на глазах испытуемого матовые колпачки – два способа создать однородное поле

Результат: испытуемые видели нечто, лишенное глубины, воспринимали «среду», а не 3D (~ рассматривание неба)

Вывод: суть опытов Мецгера и их последующих аналогов не в стене, не в панорамной поверхности и не в рассеивающих колпачках. НП – оптический строй. Ошибочность теории восприятия глубины – поверхность воспринимается только тогда, когда возможно восприятие различий для разных направлений, т.е. ее текстуры




ð НП не может быть сведена к варьируемым условиям

Психологическое наблюдение → психологический эксперимент: внешний наблюдатель → экспериментатор

Психологическая реальность: сциентистская позиция исследователя как наблюдателя, отягощенного психологическими знаниями

Психологические законы: предположения опосредствованного характера, для которых каузальная зависимость «не наглядного» плана реконструируется как определенное функциональное отношение между переменными «наблюдаемыми»

Психологические методики: для актуализации интересующего исследователя процесса и фиксации ЗП, это специальные техники получения данных

Произвольность конструирования ЗП – это произвольность разработки методики, адекватной с точки зрения фиксации существенных характеристик исследуемой психологической реальности и с точки зрения используемых экспериментатором форм отчета о том, каким образом он реконструирует связь показателей и изучаемого базисного процесса

4.3. Источники переменных

4.3.1. Переменные внешних и внутренних условий, «ситуационные» и «личностные»

Левин: управление личностными переменными на основе создания квазипотребностей (динамических систем напряжения, предуготовливающих направленность поведения): прерывание действий и пр. Но все эти модели воссоздавали жизненное пространство (реализующее определенное теоретическое представление о способах личностной саморегуляции как становлении намерений личности



Другие теории: личностные переменные как латентные диспозиции

Реконструкция процессов, предположительно стоящих за изменениями показателе ЗП: измерение показателей + принятые нормативы их интерпретации

Для НП и для ЗП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования базисного процесса, стоящего за подразумеваемым в гипотезе отношением

Гипотетический конструкт как объясняющий компонент гипотезы – Хекхаузен

Другие авторы: вынесение за скобки при формулировании гипотезы всех тех интерпретационных компонентов

Управление НП – попытка влияния на изучаемые БП

БП – ненаблюдаемая субъективная (психологическая) реальность, реконструируемая испытуемым согласно той или иной психологической интерпретации

Понимание предмета ≠ Понимание возможностей управления переменными

Кэмпбелл, виды НП как основания создания экспериментальных и контрольных условий:

· Управляемые переменные или факторы (метод обучения, стимульные условия)

· Потенциально управляемые: испытуемый мог бы их варьировать, но не делает этого

· Относительно постоянные аспекты окружения (соц-экономический уровень, населенный пункт и пр.): не зависят от экспериментатора, но могут варьироваться для разделения на группы

· «Организмические» переменные (пол, возраст):

· Тестируемые или предварительно измеряемые переменные

Хекхаузен: планирование экспериментов (мотивация) зависит от теоретического понимания ГК мотив и мотивация. Способы управления переменными – выборы, обусловленные пониманием исследуемого предмета. Содержательное планирование → влияние на способы осуществления экспериментального контроля переменных



Построение как минимум бивалентных экспериментов (учет разницы двух групп испытуемых по конкретному показателю)







Сейчас читают про: