Фиксируемый показатель и базисный процесс
Базисный процесс: на него действует НП, и он проявляется в параметрах ЗП
Иногда: испытуемый как «внутренний наблюдатель» → самоотчет → экспериментатор как внешний наблюдатель
Автор: Метцгер
Процедура и результаты: изменение освещенности отштукатуренной стены от сильной к едва заметной – видели однородное поле, т.к. свет не фокусировался. Сильное освещение – видели стену. Слабое освещение – не 2D, а туман, «световая дымка» (вывод: испытуемый начинает воспринимать 3D, т.е. пространство)
Автор-оппонент: Гибсон
Процедура: перед глазами испытуемого полусфера из диффузного стекла, ярко освещенная снаружи или: на глазах испытуемого матовые колпачки – два способа создать однородное поле
Результат: испытуемые видели нечто, лишенное глубины, воспринимали «среду», а не 3D (~ рассматривание неба)
Вывод: суть опытов Мецгера и их последующих аналогов не в стене, не в панорамной поверхности и не в рассеивающих колпачках. НП – оптический строй. Ошибочность теории восприятия глубины – поверхность воспринимается только тогда, когда возможно восприятие различий для разных направлений, т.е. ее текстуры
ð НП не может быть сведена к варьируемым условиям
Психологическое наблюдение → психологический эксперимент: внешний наблюдатель → экспериментатор
Психологическая реальность: сциентистская позиция исследователя как наблюдателя, отягощенного психологическими знаниями
Психологические законы: предположения опосредствованного характера, для которых каузальная зависимость «не наглядного» плана реконструируется как определенное функциональное отношение между переменными «наблюдаемыми»
Психологические методики: для актуализации интересующего исследователя процесса и фиксации ЗП, это специальные техники получения данных
Произвольность конструирования ЗП – это произвольность разработки методики, адекватной с точки зрения фиксации существенных характеристик исследуемой психологической реальности и с точки зрения используемых экспериментатором форм отчета о том, каким образом он реконструирует связь показателей и изучаемого базисного процесса
4.3. Источники переменных
4.3.1. Переменные внешних и внутренних условий, «ситуационные» и «личностные»
Левин: управление личностными переменными на основе создания квазипотребностей (динамических систем напряжения, предуготовливающих направленность поведения): прерывание действий и пр. Но все эти модели воссоздавали жизненное пространство (реализующее определенное теоретическое представление о способах личностной саморегуляции как становлении намерений личности
Другие теории: личностные переменные как латентные диспозиции
Реконструкция процессов, предположительно стоящих за изменениями показателе ЗП: измерение показателей + принятые нормативы их интерпретации
Для НП и для ЗП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования базисного процесса, стоящего за подразумеваемым в гипотезе отношением
Гипотетический конструкт как объясняющий компонент гипотезы – Хекхаузен
Другие авторы: вынесение за скобки при формулировании гипотезы всех тех интерпретационных компонентов
Управление НП – попытка влияния на изучаемые БП
БП – ненаблюдаемая субъективная (психологическая) реальность, реконструируемая испытуемым согласно той или иной психологической интерпретации
Понимание предмета ≠ Понимание возможностей управления переменными
Кэмпбелл, виды НП как основания создания экспериментальных и контрольных условий:
· Управляемые переменные или факторы (метод обучения, стимульные условия)
· Потенциально управляемые: испытуемый мог бы их варьировать, но не делает этого
· Относительно постоянные аспекты окружения (соц-экономический уровень, населенный пункт и пр.): не зависят от экспериментатора, но могут варьироваться для разделения на группы
· «Организмические» переменные (пол, возраст):
· Тестируемые или предварительно измеряемые переменные
Хекхаузен: планирование экспериментов (мотивация) зависит от теоретического понимания ГК мотив и мотивация. Способы управления переменными – выборы, обусловленные пониманием исследуемого предмета. Содержательное планирование → влияние на способы осуществления экспериментального контроля переменных
Построение как минимум бивалентных экспериментов (учет разницы двух групп испытуемых по конкретному показателю)