double arrow

Репрезентативность переменных и гипотетические конструкты в содержательном планировании эксперимента

Цель проведения экспериментов: проверка психологических гипотез + последующие обобщения

Эмпирически нагруженные гипотезы – средство проверки более широко сформулированных высказываний

Этапы построения обобщения:

1) О виде установленной в эксперименте зависимости

2) О возможностях ее обобщения за пределами этого конкретного эксперимента

Определение типа переменных → прогноз возможности обобщений

Соответствие – понятие, используемое для оценки того, насколько хорошо в выбранных переменных и используемых схемах экспериментального контроля представлены те ситуации, условия, популяции и т.д., на которые будут обобщены (перенесены) полученные и исследовании данные

Через понятие соответствия оцениваются все компоненты экспериментальных условий, определяется внешняя валидность эксперимента, репрезентативность переменных

Репрезентативность переменных: соответствие так или иначе операционализированных экспериментальных факторов или измеряемых психологических показателей тем реальным условиям (или мысленно предполагаемым базисным процессам), которые они представляют в фиксируемых показателях методики

Содержательное планирование: обоснование решения всех вопросов экспериментального контроля и контроля за выводом, от которых зависит обобщение (перенос закономерности). Оно предшествует формальному планированию + охватывает этап построения обобщений на основании проведенного исследования. Включает формулирование НП и ЗП, определение типа эксперимента, предпочтение в схемах

Этапы содержательного планирования:

· Формулирование ЭГ в соотнесении их с научными или практическими целями исследования; при ТГ путь к их конкретизации в ЭГ и КГ оценивается с точки зрения конструктной валидности

· Контроль типа переменных, решение о типах эксперимента (лабораторный, искусственный или полевой, проводимый в естественных условиях)

· Обоснование всех интерпретационных компонентов, в рамках которых достигается психологическое понимание устанавливаемой зависимости, что связано с введением представления о гипотетических конструктах

· Контроль за выводом как организацией достоверных обобщений

Если есть ТГ, то вводятся гипотетические конструкты как объяснительные звенья в ЭГ. ГК сами по себе не могут оцениваться на истинность

Валидное исследование (правильно спланированное и правильно проведенное) → достоверные результаты → валидные выводы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: