double arrow

Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает психологическое напряжение из-за несправедливости

Теория справедливости Дж.Ст.Адамса

Теория ожиданий В.Врума

Процессуальные теории мотивации

В фокусе их внимания находятся условия работы, влияющие на трудовое поведение сотрудников.

В соответствии с теорией ожиданий В.Врума наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека.

Теория В.Врума утверждает, что основной фактор, определяющий человеческое поведение – это ожидаемый результат.

Но для того, чтобы вознаграждение подтолкнуло человека к деятельности он должен верить, что приложенные им усилия увеличат вероятность получения вознаграждения. Пока человек верит, он мотивирован к труду.

Теория Врума утверждает, что мотивационное поведение человека определяется оправданием его ожиданий следующих взаимосвязей:

· соответствия затраченных усилий (З) и полученного результата (Р), чем больше разница между ними, тем выше удовлетворенность личности;

· соответствия полученного результата (Р) уровню предполагаемого вознаграждения (В) за достигнутый результат,

· ценность вознаграждения для человека (Vв), а также важность (или значимость) для человека удовлетворения имеющейся активной потребности (Vп).

Соотношение этих компонентов и дает количественную оценку мотивации (М).

М = (З –Р)*(Р – В)*Vв*Vп

М – мотивация к удовлетворению потребности,

З – затраченные усилия,

Р – полученный результат,

В – вознаграждение за достигнутый результат,

Vв – ценность (=значимость = валентность) вознаграждения,

Vп – значимость удовлетворения потребности.

Валентность вознаграждения измеряется в долях и может принимать значения от + 1 (весьма ценное для человека вознаграждение)

до -1 (вознаграждение для человека крайне несущественное)

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Поэтому важно оплачивать труд, чтобы мотивировать работников к труду и добиться сглаживания возникающих конфликтов.

Адамс выделяет следующие возможные реакции человека на несправедливость:

1. Сокращение собственных усилий (случай из фильма, когда двум опытным сантехникам и одному молодому дали премию в одинаковом размере. Один из них очень сильно обиделся, раскипятился и сказал, что теперь я всех буду к Федьке посылать, ведь он у нас опытный работник)

2. Попытка увеличения вознаграждения (выдвигает свои требования, шантаж)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: