Понятие мотивации

В настоящее время в обиходе менеджеров можно услышать различные трактовки понятия мотивация. Одни отождествляют мотивацию со стимулированием, другие полагают, что это сугубо внутреннее ощущение готовности к действиям. Мотивация является сложным и неоднозначным процессом. Попробуем разобраться, что же представляет собой мотивация, каковы ключевые особенности данного понятия, каков ее психологический механизм?

Мотивация – это внутренний процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей всей организации, т.е. происходящий в самом человеке и направляющий его поведение в определенное русло.

Чтобы правильно понимать процесс мотивации, необходимо разграничить такие понятия, как ПОТРЕБНОСТЬ, МОТИВ, СТИМУЛ.

ПОТРЕБНОСТЬ – это испытываемая человеком нужда в чем-то.

МОТИВ – это проявление потребности, готовность что-то предпринять для ее удовлетворения.

Например, если человек испытывает чувство голода (потребность в пище), он готов удовлетворить это чувство различными способами (возникает мотив):

  • самостоятельно приготовить обед,
  • купить что-то в магазине,
  • или пообедать в кафе…

СТИМУЛЫэто внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека. СТИМУЛЫ по способу воздействия на подчиненных можно разделить на ПООЩРЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ.

К стимулам принуждения относятся:

· замечания, выговоры,

· лишение премий,

· перевод на нижеоплачиваемую или неинтересную работу и т.д.

Стимулы поощрения – премии, благодарности, повышение по службе. Таким образом, понятия мотивация и стимулирование не являются синонимами.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – использование внешних побудителей для желаемого трудового поведения сотрудника во благо организации.

Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того.

МОТИВАЦИЯ – это процесс, который происходит внутри человека и выражается в побуждениях к действию. Это важнейшее условие успеха организации.

Ни одна компания не может развиваться:

· без настроя работников на работу с высокой отдачей,

· без высокого уровня приверженности персонала,

· без заинтересованности членов организации в конечных результатах и

· без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.

Сегодня мотивация персонала становится мощным инструментом конкурентной борьбы. Задачи мотивации руководителям приходится решать изо дня в день, поэтому важно понимать ее психологические основы и закономерности.

Существует множество теорий мотивации. Их принято делить на 2 группы:

· содержательные - базируются на анализе потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе,

· процессуальные – в фокусе их внимания условия работы, влияющие на трудовое поведение сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: