Проектная структура менеджмента предназначена для обеспечения эффективного управления ряда крупных проектов. Она представляет собой временную структуру, создаваемую для реализации конкретного проекта.
Для этого создается рабочая группа из квалифицированных работников и руководителя. По окончании реализации проекта эта группа расформировывается, а специалисты направляются в другие отделы.
Под проектом понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе.
Например:
освоение новых видов деятельности (введение нового вида услуг);
модернизация производства,
строительство нового объекта и т.д.
При этом все полномочия и права распорядительства ресурсами (материальными, трудовыми и т.д.) передаются одному человеку – руководителю проекта. Проектная структура менеджмента может быть представлена в виде следующей схемы:
Генеральный директор |
Руководитель проекта А |
Руководитель проекта Б |
Руководитель проекта N |
Проектная структура не получила широкого распространения по следующим причинам:
|
|
1. при выполнении проекта не всегда можно обеспечить полную занятость какого-либо специалиста, хотя его услуги иногда необходимы;
2. ограниченность времени выполнения проекта;
3. при выполнении проектов возникает необходимость использовать дорогостоящее оборудование и если его отдать в распоряжение руководителя одним проектом, то для других оно становится практически недоступным.
По этим причинам проектные структуры должны периодически меняться, т.е. человек должен переходить из одного структурного подразделения в другое. Это, кроме организационных неудобств, оказывает и отрицательный эмоциональный эффект. Он может проявляться в том, что:
у сотрудников возникает чувство неопределенности, чего особенно не любят специалисты высокой квалификации;
частые переходы из одного подразделения в другое приводят к снижению производительности труда, т.к. затрачивается время на адаптацию в новом коллективе.
По этим причинам организации предпочитают переходить к матричным организационным структурам.