Продуктовая структура
Региональная структура
В региональной структуре менеджмента за подразделениями аппарата управления закрепляется определенный регион. Такой тип структурыиспользуется в очень крупных организациях, работающих на больших территориях как в пределах одной страны, так и за рубежом.
Организационная структура позволяет учесть специфику региональных рынков и предоставляет региональным отделениям компании относительную самостоятельность в решении многих вопросов.
В продуктовой структуре менеджмента за подразделениями аппарата управления закрепляется определенный вид выпускаемой продукции.
Продуктовая структура позволяет крупной фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида продукции. По данным исследования, проведенного Гарвардским университетом, фирмы с продуктовой структурой достигают больших успехов в производстве и реализации новой продукции, чем фирмы с другими видами организационных структур. Организации с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса.
Недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.
Создание организационной структуры, ориентированной на потребителя обусловлено тем, что многим организациям приходится иметь дело с разными категориями потребителей, каждая из которых предъявляет свои требования к продукции или услугам. Наиболее характерным примером здесь может служить выделение подразделений, ответственных за предоставление услуг индивидуальным и корпоративным клиентам.
Кроме того, пользователей можно разделить на группы по:
уровню платежеспособности,
уровню требований к качеству предоставляемых услуг (по уровню требований к скорости передачи информации),
Еще один яркий пример – ВУЗ. Наряду со студентами очной формы обучения осуществляется довузовская подготовка школьников, послевузовская подготовка (аспирантура, а также различные курсы повышения квалификации).
ВУЗ является ярким примером департаментизации по различным признакам на разных уровнях управления.
На 2-ом уровне имеет место функциональная департаментизация, а на 3-ем – департаментизация по потребителям.
Департаментизация по потребителям
|
Функциональная департаментизация
|
Проректор по научной работе
|
Проректор по инновац. развитию
|
Проректор по соц. вопросам
|