double arrow

Демократический стиль

Авторитарный стиль

Стили руководства

Контрольные вопросы

1. В чем заключается принципиальное отличие стратегических, тактических и оперативных решений. Приведите примеры.

2. Назовите основные этапы процесса принятия решений.

3. В каких ситуациях, с вашей точки зрения, целесообразно прибегать к интуитивно-логическим методам принятия решений.

4. В чем заключается принцип декомпозиции?

5. Каким образом оценивается согласованность мнений экспертов при выполнении расчетов на основе метода анализа иерархии?

6. Каким образом определяются и что характеризуют локальные и глобальные приоритеты?

Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначально оно означало стержень, заостренный конец которого использовался для нанесения текста на доску, покрытую воском. Позднее употреблялось в значении «почерк». Соответственно, стиль руководства можно определить как своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Более полно стиль руководства можно определить как относительно устойчивую манера поведения менеджера в процессе подготовки реализации управленческих решений.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947гг), который выделил 3 стиля руководства:

Демократический (или коллегиальный)
Либеральный (или пассивный)
Авторитарный (или директивный)


Исторически первым и наиболее распространенным на практике до настоящего времени является авторитарный стиль руководства. Его сущность состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями деятельности организации.

Основные черты:

§ централизация власти в руках одного руководителя,

§ такой менеджер принимает решения единолично, ни с кем не советуется,

§ отдает предпочтение официальному характеру отношений,

§ поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать.

Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все должно быть на виду).


§ авторитарный руководитель не дает возможности проявить инициативу подчиненным, часто резок с людьми, категоричен. Таким образом, он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу.

Применение авторитарного стиля хотя и обеспечивает высокую производительность труда, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.

Концептуальной основой авторитарного стиля руководства является «Теория Х»Дугласа Мак-Грегора (1960)

Теория «Х» утверждает, что:

§ человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности.

§ Поэтому большинство людей необходимо принуждать к труду и непрерывно контролировать.

§ к работе мотивирует угроза и наказание;

Демократический стиль характеризуется характеризуется:

§ высокой степенью децентрализации полномочий,

Менеджер, использующий демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально.

§ в общении с подчиненными он предельно вежлив, доброжелателен,

§ управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинства, опыт и умения.

Там, где автократ действует приказом и давлением, демократ старается убедить сотрудников, доказать целесообразность решения проблемы именно таким образом.

§ Руководитель-демократ правильно реагирует на критику, в случае необходимости может идти на компромисс.

При проведении совещаний размещается как правило в середине группы. Тем самым формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, атмосферу сотрудничества.

Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется личным авторитетом.


Обычно демократический стиль руководства применяется в тех ситуациях, когда исполнители хорошо разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее что-то новое, какой-то элемент творчества.

Демократический стиль исходит из позиций «Теории Y» Мак-Грегора, которая утверждает:

· работа - это естественное состояние человека, такое же естественное как отдых, в работе человек самовыражается,

· людям свойственно стремление к креативности и инновациям.

Мак-Грегор утверждал, что нормальный человек в обычных условиях не только готов брать на себя ответственность, но и ищет ее; стремление же избежать ее является лишь следствием влияния окружающей действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: