Известность торговой марки

Декомпозиция задачи в иерархию представлена на рисунке:

Цель – Оценка конкурентной позиции
К1- гибкость тарифной политики позиции
К2- качество разговорного тракта
К5 – известность торговой марки
К4 – сервисное обслуживание
К3- зона покрытия
SIMKA
X-telecom
Y-telecom
Z-telecom


Необходимо заметить, что каждый из перечисленных факторов имеет разную степень значимости. Соответственно, на первом этапе необходимо оценить значимость каждого из критериев с точки зрения членов экспертной группы.

Этап 1 – Определение значимости критериев

Для этого строится матрица парных сравнений критериев. Пример такой матрицы представлен ниже:

Матрица парных сравнений 1-ого эксперта

Для оценки значимости используется шкала относительной важности.

Таблица 8 – Шкала относительной важности

Интенсивность относительной важности Определение
  варианты не сравнимы
  равная важность
  умеренное превосходство одного над другим
  существенное или сильное превосходство
  значительное превосходство
  очень сильное превосходство
2,4,6,8 промежуточные решения между двумя соседними суждения

Если степень значимости критерия К1 значительно превосходит значимость критерия К3, то в клетке G4 ставим 7.

Если бы же значимость критерия K3 значительно превышала значимость критерия K1, то в клетке G4была бы поставлена обратная оценка (1/7).

В матрице парных сравнений заполняется только верхний правый треугольник. В нижнем левом треугольнике вводятся расчетные формулы (см.рис.)

Далее необходимо рассчитать собственный вектор матрицы (А) и вектор приоритетов (Х).

Компоненты собственного вектора матрицы рассчитываются по формуле средней геометрической:

Далее необходимо определить вектор локальных приоритетов, который и будет показывать значимость сравниваемых критериев с точки зрения данного эксперта.

Х = (х1, х2, х3, …., хn),

где х1, х2, х3, …., хn – значения компонент вектора приоритетов

Компонента вектора приоритетов определяется как отношение компоненты собственного вектора матрицы к сумме значений его компонент:

,, ….

гдеSa – сумма значений компонент собственного вектора матрицы.

Sa = a1 + a2 + …+ an,

В результате расчетов получаем:

Далее определяется согласованность проведенных оценок, путем определения отношения согласованности (ОС):

где ОС – отношение согласованности,

ИС – индекс согласованности,

СС – величина соответствующая средней случайной согласованности

матрицы такого порядка.

Индекс согласованности рассчитывается по формуле:

где n – число сравниваемых элементов (n=5),

Для расчета λmax определяется сумма по каждому столбцу матрицы, которая умножается на соответствующую компоненту вектора приоритетов.

Условно это можно представить в следующем виде:

λmax = ∑1*х1 + ∑2*х2 + ∑3*х3 ++ ∑N*хn,

где ∑1, ∑2, ∑3, …,∑N – сумма элементов соответствующих столбцов матрицы.

Поскольку ОС не превышает 20%, то результаты опроса эксперта 1 могут быть использованы в дальнейших расчетах.

Аналогичным образом проводится опрос других экспертов и оценивается согласованность их мнений. Затем результаты опросов усредняются и формируется коллективное мнение членов экспертной группы (по формуле средней арифметической простой.

Этап 2 – Определение приоритетов компаний по критерию К1 (гибкость тарифной политики)

Для определения приоритетов компаний по критерию «гибкость тарифной политики» необходимо провести их парное сравнение и расставить оценки, заполняя только правый верхний треугольник матрицы.

Перед экспертом ставится вопрос: «Как Вы считаете, у какой компании Х или Y более гибкая тарифная политика? В какой степени (превосходство слабое, значительное, очень сильное)?»

Аналогичным образом заполняются матрицы для остальных экспертов и определяетя обобщенная оценка членов экспертной группы.

На 3,4, 5и 6 этапах проводятся аналогичные опросы экспертов по остальным критериям.

На 7-ом этапе определяется глобальный приоритет рассматриваемых компаний по всем критериям с учетом их значимости.

Для упрощения интерпретации результатов анализа рекомендуется построить диаграмму:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: