Конституционно-правовой статус субъектов
В научной литературе существует несколько подходов характеристики юридической сущности субъектов федерации:
1. Субъекты – это государства.
2. Субъекты – государственное, либо государственно-подобное образование.
3. Один субъект – это государство, а другие государственные образования.
4. Субъект федерации – это государственные автономии.
5. Субъект федерации – это политико-территориальное образование публичной власти на части территории государства.
Статус субъектов определяется совокупностью следующих элементов:
1) Это официальные наименования субъекта.
2) Территория.
3) Органы государственной власти субъекта.
4) Предметы ведения и полномочия.
5) Правовые акты субъекта.
6) Символика.
7) Конституционно-правовая ответственность субъекта.
8) Официальные языки.
Республики | Края | Области | Города федерального значения | Автономные области | Автономные округа | |
Количество субъектов на 12.12.1993 | ||||||
Количество субъектов на 24.09.13 | ||||||
Элементы статуса ОБЩИЕ | Ст. 65 ч. 1 | |||||
РАЗЛИЧИЯ | Территория | Органы государственной власти | Символика | Наименование | Законодательство |
С 1 декабря 2005 года был образован Пермский край, путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
|
|
С 1 января 2007 года был образован Красноярский край путем объединения красноярского край, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа.
1 января 2007 года образован Камчатский край, путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.
С 1 января 2008 года образована Иркутская область, путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
1 марта 2008 года Забайкальский край, путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
В настоящее время действует ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в составе РФ нового субъекта».
1. Субъекты являются самоуправляющимися территориями, в пределах своих полномочий органы государственной власти самостоятельно реализуют государственную власть на всей территории РФ и обеспечивают ее экономической и социальное развитие.
2. Территория субъектов является составной частью Российского государства. Ст. 67 ч. 3 – границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия.
3. Субъекты самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные НПА в пределах своих полномочий. Ст. 5 ч. 2 К РФ, ст. 76 ч. 4 и ч. 5.
|
|
4. Субъекты самостоятельно разрабатывают и принимают собственные конституции и уставы, и не требуется их утверждение федеральными органами государственной власти.
5. Субъекты представляют свои интересы на федеральном уровне: 2 представителя в СФ (ст. 95 ч. 2).
6. Субъекты могут иметь своих представителей в Правительстве РФ.
7. Субъекты самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов государственной власти, но: Ст. 10, ст. 11 ч. 2, ст. 77, ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов». Но самостоятельность субъектов может проявляться в наименовании органов. Примеры: Законодательная Дума ТО, Законодательное Собрание НСО, Парламент Республики Чечня, Великий Хурал. Также возможность создания Конституционных уставных судов (18 субъектов создали эти суды).
8. Субъекты обладают ограниченной международной правосубъектностью и это означает, что субъекты в пределах полномочий, предоставленных им конституцией, ФЗ и договорами, обладают правом на осуществление международных внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств. Также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. В настоящее время действует ФЗ от 4 января 1999 года «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
9. Субъекты РФ не обладают правом сецессии, т.е. правом на односторонний выход из состава РФ.
10. Субъекты имеют право на собственную символику: герб, гимн, флаг.
11. Субъекты являются равноправными и в данном случае К закрепляет равноправие, как обладание Конституционно-правовым статусом субъекта федерации.
Конституционно-правовой статус республик в РФ
Особенности:
1) Ст. 5 ч. 2 К РФ определяет, что республика – это государство. КС определил, что используемое в К РФ обозначение «республика – государство» не означает государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национально и иного характера.
2) Субъекты принимают Конституции.
3) Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются на ряду с государственным языком РФ (ст. 68 ч. 2). Только республики могу иметь свой государственный язык.
4) Субъекты вправе учреждать Конституционные суды (14 конституционных судов).
5) Субъекты имеют столицы, в иных субъектах мы говорим о административных центрах.