Элементы правового статуса субъекта

Конституционно-правовой статус субъектов

В научной литературе существует несколько подходов характеристики юридической сущности субъектов федерации:

1. Субъекты – это государства.

2. Субъекты – государственное, либо государственно-подобное образование.

3. Один субъект – это государство, а другие государственные образования.

4. Субъект федерации – это государственные автономии.

5. Субъект федерации – это политико-территориальное образование публичной власти на части территории государства.

Статус субъектов определяется совокупностью следующих элементов:

1) Это официальные наименования субъекта.

2) Территория.

3) Органы государственной власти субъекта.

4) Предметы ведения и полномочия.

5) Правовые акты субъекта.

6) Символика.

7) Конституционно-правовая ответственность субъекта.

8) Официальные языки.

  Республики Края Области Города федерального значения Автономные области Автономные округа
Количество субъектов на 12.12.1993            
Количество субъектов на 24.09.13            
Элементы статуса ОБЩИЕ Ст. 65 ч. 1          
РАЗЛИЧИЯ Территория Органы государственной власти Символика Наименование Законодательство  

С 1 декабря 2005 года был образован Пермский край, путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

С 1 января 2007 года был образован Красноярский край путем объединения красноярского край, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа.

1 января 2007 года образован Камчатский край, путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.

С 1 января 2008 года образована Иркутская область, путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

1 марта 2008 года Забайкальский край, путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

В настоящее время действует ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в составе РФ нового субъекта».

1. Субъекты являются самоуправляющимися территориями, в пределах своих полномочий органы государственной власти самостоятельно реализуют государственную власть на всей территории РФ и обеспечивают ее экономической и социальное развитие.

2. Территория субъектов является составной частью Российского государства. Ст. 67 ч. 3 – границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия.

3. Субъекты самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные НПА в пределах своих полномочий. Ст. 5 ч. 2 К РФ, ст. 76 ч. 4 и ч. 5.

4. Субъекты самостоятельно разрабатывают и принимают собственные конституции и уставы, и не требуется их утверждение федеральными органами государственной власти.

5. Субъекты представляют свои интересы на федеральном уровне: 2 представителя в СФ (ст. 95 ч. 2).

6. Субъекты могут иметь своих представителей в Правительстве РФ.

7. Субъекты самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов государственной власти, но: Ст. 10, ст. 11 ч. 2, ст. 77, ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов». Но самостоятельность субъектов может проявляться в наименовании органов. Примеры: Законодательная Дума ТО, Законодательное Собрание НСО, Парламент Республики Чечня, Великий Хурал. Также возможность создания Конституционных уставных судов (18 субъектов создали эти суды).

8. Субъекты обладают ограниченной международной правосубъектностью и это означает, что субъекты в пределах полномочий, предоставленных им конституцией, ФЗ и договорами, обладают правом на осуществление международных внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств. Также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. В настоящее время действует ФЗ от 4 января 1999 года «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

9. Субъекты РФ не обладают правом сецессии, т.е. правом на односторонний выход из состава РФ.

10. Субъекты имеют право на собственную символику: герб, гимн, флаг.

11. Субъекты являются равноправными и в данном случае К закрепляет равноправие, как обладание Конституционно-правовым статусом субъекта федерации.

Конституционно-правовой статус республик в РФ

Особенности:

1) Ст. 5 ч. 2 К РФ определяет, что республика – это государство. КС определил, что используемое в К РФ обозначение «республика – государство» не означает государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национально и иного характера.

2) Субъекты принимают Конституции.

3) Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются на ряду с государственным языком РФ (ст. 68 ч. 2). Только республики могу иметь свой государственный язык.

4) Субъекты вправе учреждать Конституционные суды (14 конституционных судов).

5) Субъекты имеют столицы, в иных субъектах мы говорим о административных центрах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: