Принципы избирательного права

Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы МСУ.

5 основных принципов:

1) Принцип свободных выборов.

2) Принцип всеобщего избирательного права.

3) Принцип равного избирательного права.

4) Принцип прямого избирательного права.

5) Принцип тайного голосования.

Принцип свободных выборов

Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 3 ст. 3 К РФ и также в ч.3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года. Он устанавливает, что участие граждан РФ в выборах является свободным и добровольным и никто не вправе оказывать давление с целью принудить граждан РФ к участию в выборах, либо воспрепятствовать в его свободном волеизъявлении. Данный принцип тесно связан с принципом альтернативности выбора.

Данный принцип обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного или нескольких кандидатов, по средствам волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном, многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему, либо если в едином избирательном округе будет один кандидат, то голосование в таком округе может быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов.

Принцип всеобщего избирательного права

В соответствии с ним гражданин, достигший определённого возраста, имеет право избираться по достижении этого возраста (18 лет), а также при условии закрепления данного ценза в законодательстве. Все граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы МСУ. Однако в законодательстве содержаться ограничения, по которым не все граждане могут быть избранными и избираться.

Ч. 3 ст. 32 К РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему судебному приговору.

Также законодательством могут быть установлены дополнительные определенные цензы. В соответствии со ст. 10 Закона 2002 года, а также на основании международных договоров, в РФ в порядке установленным законодательством иностранные граждане постоянно проживающие на территории РФ, на территории соответствующих муниципальных образований могут обладать правом избирать и быть избранным в органы МСУ. Первым шагом было подписание устава союза Белоруссии и России, где было определено, что граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, могут быть избраны в органы МСУ, также как и граждане РФ, проживающие на территории Белоруссии.

Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.

Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.

Также могут быть и иные цензы:

1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.

2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.

3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.

4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.

Принцип равного избирательного прав

Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.

Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.

Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Он подразумевает, что граждане голосуют на выборах в ОГВ и ОМСУ «за» или «против» кандидатов. В списках кандидатов данный принцип предполагает не только непосредственное, но и личное участие в голосовании. В ст. 64 Закона 2002 года закрепляется, что каждый избиратель голосует лично. Голосование других избирателей не допускается.

Принцип тайного голосования

Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: