Расположение основных элементов электрооборудования на судне

Классификация судового электрооборудования

Электроэнергию, производимую судовыми электростанциями, потребляют много-

численные приемники ЭЭ, в совокупности образующие судовое электрооборудование.

В зависимости от назначения, различают следующие виды судового электрообору

дования:

1. электроэнергетические системы;

2. электрические приводы;

3. гребные электрические установки;

4. системы контроля;

5. системы и устройства связи, управления и сигнализации;

6. электрическое освещение и электронагревательные приборы.

Электроэнергетические системы предназначены для производства и распреде-

ления электроэнергии. Эти системы состоят из источников электроэнергии – дизель- и турбогенераторов, электрораспределительных щитов, а также кабельных и проводных распределительных сетей.

Электрические приводы предназначены для приведения в движение разного рода механизмов.

Различают следующие виды судовых электроприводов:

1. рулевые;

2. якорно-швартовные (брашпили и шпили, автоматические швартовные лебедки)

3. грузоподъёмные (грузовые лебёдки и краны, лифты);

4. судовые нагнетатели (насосы, вентиляторы, компрессоры);

5. механизмы специального назначения.

К последним относят электроприводы:

1. подруливающих устройств (на многих типах современных судов);

2. систем кренования и дифферента (на ледоколах и судах ледокольного типа);

3. успокоителей качки (на пассажирских судах, судах-паромах);

4. систем откренивания судов (на судах типа ро-ро);

5. буксирных лебедок (на буксировочных судах и ледоколах).

Гребные электрические установки предназначены для приведения в движение гребного винта (винтов).

Различают ГЭУ постоянного, переменного и двойного рода тока. На последних переменный ток сети преобразуется в постоянный ток, который далее полается на гребные электродвигатели постоянного тока. Иначе говоря, в таких ГЭУ используются два рода тока – переменный и постоянный, отсюда название – установки двойного рода тока.

ГЭУ применяют на судах, где требуется плавное и в широких пределах изменение

скорости движения судна, а также частое изменение направления движения судна посред-

ством реверса гребных электродвигателей).

К таким судам относятся ледоколы, паромы, транспортные суда ледокольного типа, в том числе с атомными паропроизводящими установками.

Системы контроля предназначе­ны для автоматического сравнения измеряемых параметров, характеризующих конт­ролируемый объект, например, главный двигатель, со значениями этих параметров (уставками), принятыми за нормальные или допустимые. На судах системы контроля объединены с системами управления объектов в единое целое - системами центра­лизованного контроля.

Современные микропроцессорные системы контролируют до нескольких тысяч па

раметров – давление, температуру, уровень, скорость и др.

Разновидностью систем контроля являются системы технической диагностики (СТД), которые на основании резуль­татов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объек­та, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.

Системы и устройства связи, управления и сигнализации предназначены для обе-

спечения внутрисудовой связи, в основном, при помощи телефонов, дистанционного уп-

равления судовыми объектами, например, главными двигателями из рулевой рубки, и раз-

личных видов сигнализации - служебной, авральной и специальной

К последней относятся системы пожарной и трюмной сигнализации.

Электрическое освещение и электронагревательные приборы предназначены для создания необходимых комфортных условий работы и жизни экипажа.

К приборам электрического освещения относятся светильники с лампами накалива

ния и люминисцентными, осветительные и сигнальные прожекторы и др.

К электронагревательным приборам относят приборы сопротивления – электропли

ты, утюги, грелки, калориферы, водо- и маслонагреватели, хлебопе­карные печи, котлы для приготовления пищи, а также индукционные (микроволновые печи) и радиационные (лампы инфракрасного излучения). Последние обеспечивает глубокий прогрев крупных устройств, поэтому их рационально использовать при сушке электри­ческих машин.

Расположение основных элементов электрооборудования на судне небольшого водоизмещения изображено на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема размещения основных элементов электрооборудования на судне:

1 - главный электрораспределительный щит; 2 - главный двигатель; 3 – механизм изменения шага винта; 4 - кормовой шпиль; 5 - рулевая машина; 6 - распредели-

тель­ный щит; 7 - буксирная лебедка; 8 - аварийная электростанция; 9 - распредели­тельный щит сигнально-отличительных огней; 10 - радиорубка; 11 - грузовая ле-

бедка; 12 - носовой шпиль; 13 - подруливающее устройство; 14 - гиропост; 15 -гиро

компас; 16 - генераторная выгородка

Главный электрораспределительный щит 1 (ГЭРЩ) расположен в машинном отделении в генераторной выгородке 16. На современных судах ГЭРЩ расположен в ЦПУ (центральный пост управления). ЦПУ представляет собой звукоизолированный отсек, в котором размещены пульт управления главным двигателем, блоки систем сигнализации и контроля и др.

Непосредственно от главного распределительного щита получают питание особо

ответственные приемники электроэнергии – распределительный щит 6 рулевой машины 5, носовой и кормовой шпили 12 и 4, буксирная лебедка 7, подруливающее устройство боль-

шой мощности 13 с механизмом изменением шага винта 3, гиропост 14, в котором уста

новлен гирокомпас 15, распределительный щит сигнально-отличительных огней 9. На шлюпочной палубе в отдельном помещении находится аварийная электростан-

ции 9, состоящая из аварийного дизель-генератора ограниченной мощности со стартер-

ным (от батарей) пуском и аварийного распределительного щита, от которого получают питание радиостанция, находящаяся в помещении радиорубки 10, средства навигации и связи и другие ответственные приемники.

В машинном отделении (рис. В. 2) находятся механизмы, обеспечивающие движе-

ние судна, производство электроэнергии и работу основных судовых систем: пожарной, балластной, осушительной, топливной и др., а также бытовых систем – пресной и заборт-

ной воды и др.

Основная часть этих механизмов электрифицирована и потребляет до 80-90% элек-

троэнергии.

Рис. 1.2. Расположение механизмов в машинном отделении:

1. главный двигатель (main propulsion engine);

2. валоповоротное устройство (main engine shaft turning device);

3. на­сос забортной воды охлаждения глав­ного двигателя (main-engine sea-water cooling pump);

4. насос пресной воды охлаждения главного двигателя (main-engine fresh-water cooling pump);

5. ре­зервный насос охлаждения главного двигателя (emergency main engine cool­ing pump);

6. насос циркуляционной смазки главного двигателя (main-engine lubricating oil pump);

7. фильтр за­бортной воды главного двигателя (main-engine sea-water filter);

8. фильтр масла для главного двигателя (main-engine lubrication oil filter);

9. топливоподкачивающий насос (fuel-oil supply pump);

10. испаритель паровой (steam evapo­rator);

11 глушитель пускового воздуха главного двигателя (main-engine start­ing air damper);

12. питательный на­сос (feed water pump);

13. циркуляци­онный насос утилизационного котла (hot well circulating pump);

14. ваку­умная опреснительная установка (vac­uum evaporating installation);

15. насос перекачки котловой воды (boiler water transfer pump);

17. подогрева­тель топлива (fuel oil neater);

18. сепара­тор масла (lubricating oil separator);

19. подогреватель масла перед сепарацией (preseparation oil heater);

20. насос перекачки топлива (fuel oil transfer pump);

21. насос перекачки масла (lubricating oil transfer pump);

22. насос забортной воды охлаждения вспомогательных механизмов (auxiliary machinery sea-water cooling pump);

23. насос пресной воды охлаждения вспомогательных механизмов (auxiliary machinery fresh water cooling pump);

24. резервный насос охлаждения вспомогатель­ных механизмов (auxiliary machinery emergency cooling pump);

25. ручной топливный насос (manually operated fuel-oil pump);

26. дизель генератор (diesel-generator);

27. баллон пускового воздуха (starting air tank);

28. ящик для ветоши (waste collector);

29. сепаратор дизельного топлива (diesel oil separator);

30. стол-верстак иа одно рабочее место (work table for one person);

32. вентилятор осе­вой (axial ventilator);

33. насос пожарный fire (water pump);

35. осушительно-балластный насос (bildge pump);

36. насос доочистного фильтра (prefilter pump);

37. фильтр забортной воды (sea-water filter);

38. насос санитарной мытьевой воды (sanitary washing water-pump);

39. пневмоцистерна забортной воды (pneumatic sea-water intake tank);

40. пневмоцистерна пресной воды pneumatic (fresh­water tank);

41. санитарно-бытовой водонагреватель (water-heater for domestic needs);

42. насос горячей мытьевой воды (hot washing water pump);

43. отопительный агрегат (heating system set);

44. трап подъемный (ladder);

45. монорельс (monorail);

46. валовая линия (propeller shaft tunnel);

47. цистерна сбора шлама (ash-collecting tank);

48. бачок продувания фильтра (filter air tank);

49. бачок разбора масла (service lubricating oil tank);

50. цистерна отстойная дизельного топлива (diesel oil separating tank);

51. цистерна отстойная для тяжелого топлива (heavy fuel oil separating tank);

53. бак мерный топливный (fuel oil measuring tank);

55. цистерна грязного топлива и масла (used-up fuel-oil and lubricating-oil tank);

56. сепаратор моторного топлива (diesel oil separator);

57. кингстонный ящик (sea-valve box);

58. главный трубопровод забортной воды (main sea-water piping);

59. вентиляционный воздухо­провод (ventilating air-pipe-line);

60. насос охлаждения рефрижераторных машин (refrigerating engines cooling pump).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: