Остановка

Пуск

Подготовка схемы к работе

Элементы схемы

Схема управления 3-фазным асинхронным двигателем с одного поста управления

Рис. 103. Схема управления 3-фазного асинхронного двигателя с одного (а) и двух (б) постов управления

Схема (рис. 103, а) предусматривает пуск и остановку двигателя при помощи кно-

почного поста, состоящего из кнопок «Пуск» и «Стоп». Эта схема применяется для управ-

ления наиболее простых судовых электроприводов – насосов, вентиляторов, шлюпочных и траповых лебедок и т.п.

Силовая часть:

1. А, В, С – линейные провода;

2. КМ1…КМ3 – главные контакты линейного контактора КМ;

3. М – обмотка статора 3-фазного асинхронного двигателя

Схема управления:

1. SB1 – контакты кнопки «Пуск»;

2. SB2 – контакты кнопки «Стоп»;

3. КМ4 – вспомогательный контакт контактора КМ.

Для подготовки схемы к работе подают питание на линейные провода А, В, С. При

этом не образуются какие-либо электрические цепи, например, цепь тока через катушку контактора КМ (т.к. разомкнуты контакты кнопки SB1 «Пуск») или цепь тока через трех-

фазную обмотку статора (т.к. разомкнуты контакты КМ1…КМ3).

Для пуска нажимают кнопку SB1 «Пуск», её контакты замыкаются и через них

образуется цепь тока катушки контактора КМ:

линейный провод С – замкнувшиеся от нажатия на кнопку контакты кнопки SB1 –

контакты кнопки SB2 – катушка контактора КМ - линейный провод В.

Контактор включается и замыкает три главных контакта КМ1…КМ3 и один вспомо

гательный КМ4.

При замыкании главных контактов напряжение сети поступает на обмотку статора,

двигатель начинает вращаться.

При замыкании вспомогательного контакта шунтируется кнопка SB1 «Пуск». Пока

эта кнопка остается нажатой, ток катушки контактора протекает как через ее контакты, так и, параллельно, через контакт КМ4.

Как только контакт КМ4 замкнется, кнопку SB1 можно отпустить, ее контакты

размыкаются, но останется цепь тока катушки КМ через контакт КМ4:

линейный провод С – вспомогательный контакт КМ4 – контакты кнопки SB2 – ка-

тушка контактора КМ - линейный провод В.

Если бы вспомогательный контакт КМ4 отсутствовал, то после отпускания кнопки SB1 «Пуск» ток в катушке КМ исчез, контактор КМ отключился и двигатель остановился.

Иначе говоря, в отсутствие контакта КМ4 двигатель вращался бы только при нажа-

той кнопке SB1 «Пуск» и останавливался при отпускании этой кнопки.

Теперь понятно назначение контакта КМ4: он оставляет двигатель включенным, если отпустить кнопку SB1 «Пуск».

Для остановки двигателя нажимают кнопку SB2 «Стоп», ее контакты размыкают-

ся, поэтому катушка КМ теряет питание.

Контактор КМ отключается, при этом размыкаются его главные КМ1…КМ3 и вспо

могательный КМ4 контакты.

При размыкании главных контактов обмотка статора двигателя отключается от се-

ти, двигатель останавливается.

При размыкании вспомогательного контакта КМ4 цепь катушки КМ4 обрывается

во втором месте (первый обрыв – разомкнулись контакты кнопки SB2).

Если кнопку SB2 «Стоп» отпустить, ее контакты замкнутся, но останутся разомкну

тыми контакты КМ4, поэтому катушка КМ останется обесточенной.

Таким образом, размыкание контакта КМ4 не позволило восстановить цепь катуш-

ки КМ после отпускания кнопки SB2 «Стоп».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: