Динамические переменные. Переменные типа Pointer

Переменные типа Pointer

Указатели

Операционная система MS - DOS все адресуемое пространство делит на сегменты. Сегмент - это участок памяти размером 64 К байт. Для задания адреса необходимо определить адрес начала сегмента и смещение относительно начала сегмента.

В TURBO PASCAL определен адресный тип Pointer – указатель.

var p: Pointer;

содержат адрес какого - либо элемента программы

и для MS-DOS занимают 4 байта, при этом адрес хранится как два слова, одно из них определяет сегмент, второе - смещение.

Переменную типа указатель можно описать другим способом.

type NameType= ^T;

var p: NameType;

Здесь p – переменная типа указатель, связанная с типом Т с помощью имени типа NameType. Описать переменную типа указатель можно непосредственно в разделе описания переменных:

var p: ^T;

Необходимо различать переменную типа указатель и переменную, на которую этот указатель ссылается.

Например если p – ссылка на переменную типа Т, то p^ – обозначение этой самой переменной.

Для переменных типа указатель введено стандартное значение NIL, которое означает, что указатель не ссылается ни к какому объекту.

Константа NIL используется для любых указателей.

Над указателями не определено никаких операций, кроме проверки на равенство и неравенство.

Переменные типа указатель могут быть записаны в левой части оператора присваивания, при этом в правой части может находиться либо функция определения адреса Addr(X), либо выражение @X, где @ – унарная операция взятия адреса, X – имя переменной любого типа, в том числе процедурного.

Переменные типа указатель не могут быть элементами списка ввода-вывода.

Статической переменной (статически размещенной) называется описанная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществляется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы.

В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке ПАСКАЛЬ, могут быть созданы динамические переменные. Основное свойство динамических переменных заключается в том, что они создаются и память для них выделяется во время выполнения программы.

Размещаются динамические переменные в динамической области памяти или куче (heap - области).

Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осуществляется с помощью указателей и ссылок.

Работа с динамической областью памяти в Borland Pascal реализуется с помощью процедур и функций New, Dispose, GetMem, FreeMem, Mark, Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf.

Процедура new(var p: Pointer) выделяет место в динамической области памяти для размещения динамической переменной p^ и ее адрес присваивает указателю p.

Процедура dispose(var p: Pointer) освобождает участок памяти, выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и значение указателя p становится неопределенным.

Процедура GetMem(var p: Pointer; size: Word) выделяет участок памяти в heap - области, присваивает адрес его начала указателю p, размер участка в байтах задается параметром size.

Процедура FreeMem(var p: Pointer; size: Word) освобождает участок памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер - параметром size. Значение указателя p становится неопределенным.

Процедура Mark(var p: Pointer) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.

Процедура Release(var p: Pointer) освобождает участок динамической памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark, то-есть, очищает ту динамическую память, которая была занята после вызова процедуры Mark.

Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинного свободного участка динамической памяти.

Функция MemAvail: Longint полный объем свободной динамической памяти в байтах.

Вспомогательная функция SizeOf(X): Word возвращает объем в байтах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа.

Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями.

var

p1, p2: ^integer;

Здесь p1 и p2 - указатели или переменные ссылочного типа.

p1:=nil; p2:=nil;

После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не

будут ссылаться ни на какой конкретный объект.

new(p1); new(p2);

Процедура new(p1) выполняет следующие действия:

· в памяти ЭВМ выделяется участок для размещения величины целого типа;

· адрес этого участка присваивается переменной p1:

Аналогично, процедура new(p2) обеспечит выделение участка памяти, адрес которого будет записан в p2:

После выполнения операторов присваивания

p1^:=2; p2^:=4;

в выделенные участки памяти будут записаны значения 2 и 4 соответственно:

В результате выполнения оператора присваивания

p1^:=p2^;

в участок памяти, на который ссылается указатель p1, будет записано значение 4:

После выполнения оператора присваивания

p2:=p1;

оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти:

Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры new.

Динамические переменные могут входить в состав выражений, например:

p1^:=p1^+8; write('p1^=',p1^:3);

Пример. В результате выполнения программы:

program DemoPointer;

var p1,p2,p3:^integer;

begin

p1:=NIL; p2:=NIL; p3:=NIL;

new(p1); new(p2); new(p3);

p1^:=2; p2^:=4;

p3^:=p1^+sqr(p2^);

writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3,' p3^=',p3^:3);

p1:=p2;

writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3)

end.

на экран дисплея будут выведены результаты:

p1^= 2 p2^= 4 p3^= 18

p1^= 4 p2^= 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: