Деловое общение как как основа коммуникационного поведения
- Функции коммуникаций
- Общение как коммуникационный процесс
Структурно-функциональный анализ коммуникаций отражен в ряде иностранных и отечественных исследований. (1940-1960)
Функции коммуникации по Лассуэлу:
- Информационная — обозрение окружающего мира.
- Функция воздействия на общество через обратную связь. Посредством этой функции осуществляется корреляция (взаимосвязь) с общественными структурами общества
- Познавательно-культурологическая функция — заключается в передаче культурного наследия, ценностей, начал и т.д.
По Леонтьеву:
- Функция оптимизации деятельности общества за счет ориентации на общение
- Функция контакта (формирование группового сознания)
- Функция социального контроля — осуществляется посредством социальных норм
- Функция социализации личности — играет роль в процессе социализации индивида
Функции коммуникации осуществляемые в организациях:
- Информативная функция — передача сведений играющих значимую роль в процессе принятия решения
- Мотивационная функция — стимулирует (побуждает) работников к исполнению работы и улучшению ее качества. В основе реализации данной функции лежит управление поведением работника.
- Функция контроля — заключается в отслеживании поведения работников различными способами на основе формальной структуре подчиненности в организации.
- Экспрессивная функция —способствует эмоциональному проявлению чувств, переживаний и отношений к происходящему и позволяет удовлетворить необходимость общения.
Деловое общение как коммуникационный процесс
|
|
Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Коммуникация является более широким понятием, поскольку она подразумевает связь в которой происходит обмен информацией между одушевленными и не одушевленными объектами, а деловое общение возможно только между людьми. В менеджменте взаимодействие работников определяется как деловое общение, при этом.
Деловое общение является частью продуктивной деятельности работников и средством повышения ее качества.
В процессе общения выделяют:
ñ Содержание
ñ Цель (то ради чего человек вступает в общение)
ñ Средство общения — способы кодирования, передачи, обработки информации в процессе
В ходе делового общения проявляются следующие задачи:
ñ Коммуникативная задача — обмен информацией
ñ Интерактивная задача (задача взаимодействия)
ñ Перцептивная задача — задача восприятия и понимания информации
|
|
Виды общения по содержанию:
- Материальное общение — это обмен продуктами и предметами деятельности которые удовлетворяют потребности субъектов
- Когнитивное общение — это обмен знаниями
- Деятельное общение — представляет собой обмен действиями, операциями, умениями, навыками
- Кондиционное общение — обмен психическими и физиологическими состояниями
- Мотивационное общение — это обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами и потребностями
В процессе делового общения участники могут выполнять различные коммуникационные роли:
- «Сторож» - аккумулирует и контролирует входящие потоки информации
- «Связной» - выполняет роли связующего между элементами коммуникационного процесса
- «Лидер мнения» - устанавливает приоритеты во взглядах, оценках, суждениях, в процессе общения
- «Космополит» - обеспечивает контакты группы с внешним окружением
Общие правила делового общения
- Уважайте достоинство других людей
- Проявляйте интерес к людям и их проблемам
- Улыбайтесь, если хотите привлекать к себе людей
- Будьте хорошим слушателем
- Обращайтесь к людям по имени собственному
- Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы
- Вместо того что бы осуждать человека, постарайтесь понять его
- Ставьте себя на место оппонента
- Приветствуйте своих коллег и подчиненных
- Обращайтесь к людям на «вы»
- Контролируйте свои эмоции
- Поддерживайте контакты и не давайте им затухать
- Ограничивайте внеслужебные контакты
- Выполняйте свои обязанности и обещания
- Не мстите своим врагам
- Не думайте о благодарности делая добра