double arrow

Охрана и рациональное использование земельных и водных ресурсов

Одним из направлений реализации аграрной политики является охрана и правильное использование почв и водных ресурсов. Земля – основной фактор сельскохозяйственного производства. Рациональное ее использование является условием для нормального функционирования не только сельского хозяйства, но и всей экономики в целом. В процессе производства земля образует «вещественный элемент» производительных сил общества и наряду с основными фондами участвует в создании национального дохода страны. Как продукт совместной деятельности природы и человека, земля выступает в качестве предмета труда и средства труда. При этом под «землей» понимается верхний, плодородный слой почвы, обусловливающий произрастание сельскохозяйственных культур и их общую урожайность. В этом аспекте государственное регулирование земельных отношений должно преследовать цель эффективного использования сельскохозяйственных угодий, обеспечение их сохранности, что является непременным условием развития сельскохозяйственного производства. Государство должно обеспечить экономические и правовые условия рационального использования земель, особенно сельскохозяйственного назначения, определить нормы, устанавливающие особый режим ответственности и направленные на улучшение плодородия почв, сохранение и защиту природной среды, укрепление законности в области земельных отношений.

В Казахстане многими законодательными документами определяется необходимость охраны земли и экологии. Так, в Законе Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в статье 11 указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство обязано не допускать снижения плодородия почвы, применять природоохранные технологии производства сельскохозяйственной продукции и осуществлять комплекс мероприятий по охране земель. При использовании земельного участка с нарушением законодательства он может быть изъят (статья 12). Соответствующие положения имеются в Земельном кодексе РК. В статье 93 кодекса говорится, что если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли и приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, он может быть изъят у собственника и землепользователя.

29 сентября 2003 года постановлением Правительства РК № 990 были утверждены Правила осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Также с целью сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения окружающей среды и охраны здоровья населения 29 сентября 2003 года было принято постановление Правительства РК «Об утверждении Правил консервации земель» № 993. Правилами разграничиваются понятия «деградация земель» и «загрязнение земель». Деградация земель представлена как совокупность процессов, приводящих к изменению функций земли как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее состояния, снижению природно-хозяйственной значимости. Загрязнение земель определяется как накопление в земле в результате антропогенной деятельности различных веществ и организмов в количествах, превышающих нормативы предельно допустимых вредных веществ, понижающих ценность земель, ухудшающих качество сельскохозяйственной продукции, других объектов окружающей среды, условий проживания населения. Правила выделяют такие виды загрязнения земель, как радиоактивное, химическое, биологическое, хозяйственно-бытовое.

Во многих странах мира государство, исходя из общенациональной значимости земли и учитывая финансовые ограничения у большинства сельхозтоваропроизводителей, берет на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные работы, принимает и реализует соответствующие общегосударственные и региональные программы. Например, в странах ЕС осушение земель, их химическая мелиорация, создание мелиорируемых массивов земель, погектарные выплаты фермерам на известкование, гипсование и иные виды химической обработки осуществляются за счет государственных средств. Государственные субсидии выделяются для поддержки новых видов обработки почв, носящих почвосберегающий характер. В последнее время в связи с растущей популярностью экологически чистой продукции расширяются дотации на применение органических удобрений и принимаются законодательства по ограничению минеральных удобрений. В США за счет государства строятся все головные гидротехнические узлы, центральные распределительные сети. Здесь сформирован институт государственного контроля за землепользованием, ориентированный на строгое соблюдение системы рационального использования сельхозугодий и недопущение их вывода из сельскохозяйственного оборота. В развитых странах формируется новое отношение к правам собственности на землю, которое связано не только с личными желаниями собственника, но и с общественными интересами по сохранению и продуктивному использованию земель.

Многие фермеры используют неэффективные, малопродуктивные земли. Из-за большого количества таких хозяйств происходит распыление государственных средств, направляемых в поддержку фермеров и снижается эффективность их использования. Поэтому необходимо провести мониторинг земель сельхозназначения и вывести из оборота такие участки, чтобы повысить отдачу от более плодородных земель. Мониторинг земель представляет собой систематические наблюдения за качественным и количественным состоянием земельного фонда, которые проводятся для своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

С конца 90-х годов проведению мониторинга в республике стали уделять больше внимания. Были приняты постановления Правительства РК № 1347 от 17.09.1997 г. «Об утверждении порядка ведения мониторинга земель» и № 800 от 11.06. 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по регулированию земельных отношений». Большое внимание этому вопросу уделяется в новом Земельном кодексе Республики Казахстан. По данным Министерства сельского хозяйства, к середине 2004 года мониторинг плодородия почв проведен на землях сельскохозяйственного назначения площадью 920 тыс. га. Мировая практика показала, что сокращение посевной площади ведет к менее чем пропорциональному падению производства, поскольку фермеры выводят из оборота худшую землю и сохраняют в производстве лучшую, повышая интенсивность их обработки: используются лучшие семена, большего количества и лучшие по качеству удобрения и т.д.

Во всех областях республики проводится инвентаризация пахотных земель и выводится из оборота низкопродуктивная ее часть, разрабатываются региональные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов. Официальными органами постоянно осуществляется контроль за использованием и охраной земель, за соблюдением требований земельного, гражданского, природоохранного и иного законодательства в сфере земельных отношений. С этой целью в структуре землеустроительной службы республики сформирована система государственного контроля.

Урожайность сельскохозяйственных культур во многом также зависит от наличия эффективной системы водопользования, которая в Казахстане находится на стадии становления. По объему речного стока республика относится к числу наименее обеспеченных водой стран мира. Объем необходимого водопотребления для АПК страны составляет свыше 15 кубических километров из имеющихся в наличии 46-ти. Орошаемое земледелие является основным потребителем воды (более 70 процентов от общего объема водопотребления). У отечественных водопользователей долгое время не было заинтересованности в рациональном использовании воды, поскольку ирригационные сооружения находились в собственности государства. Плохое содержание системы водоснабжения привело к значительному снижению коэффициента полезного действия. Сверхнормативные потери влаги привели к повышению затрат на орошение в структуре себестоимости сельхозпродукции. Нерациональное использование водных ресурсов может привести также к необратимым экологическим бедствиям. Примером может быть гибель Аральского моря из-за необдуманного массового забора воды из рек Сырдарьи и Амударьи для нужд хлопководческих хозяйств. В постсоветский период в республике в результате неисправности оросительной сети, отсутствия или нехватки воды, ухудшения почвенно-мелиоративных условий, отсутствия финансовых и материально-технических ресурсов из 2284 тыс. га используемых орошаемых земель в 1992 году к 2002 году осталось 1317,8 тыс. га. Объем водозабора снизился с 22 до 12 кубических километров. Из-за слабого технического состояния оросительной сети и отсутствия средств на ремонт гидротехнических сооружений допускаются существенные потери воды. Проблему усугубляло отсутствие законодательной базы, регулирующей сельскохозяйственное водопользование и отношения собственности на ирригационные сооружения, высокая степень износа ирригационных сооружений, высокая стоимость услуг по доставке воды. Для формирования эффективной системы сельскохозяйственного водопользования Государственной агропродовольственной программой РК были определены следующие меры: разработка новой редакции Водного кодекса, дотирование из республиканского бюджета разницы непокрываемых затрат в услугах по подаче воды, восстановление особо аварийных участков межхозяйственных каналов и гидромелиоративных сооружений, создание методического центра «Казагромелиоводхоз» для ведения мониторинга состояния ирригационных систем. Кроме средств из госбюджета для этих целей будут также привлекаться займы Международного Банка Реконструкции и Развития и Азиатского Банка Развития соответственно по проектам «Усовершенствование ирригационных и дренажных систем» и «Управление водными ресурсами и восстановление земель».

Для регулирования отношений, связанных с использованием водных ресурсов на территории республики, в ноябре 2002 года был создан Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК. Соответствующим Положением были определены следующие основные задачи Комитета:

1) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере управления и охраны водных ресурсов, программ развития водного хозяйства и мелиорации земель, рационального использования и охраны водных ресурсов;

2) осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием и охраной водных ресурсов;

3) регулирование использования вод для обеспечения потребностей населения и отраслей экономики, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния рек, озер и водохранилищ;

4) совершенствование нормативных правовых актов и экономического механизма в области регулирования, использования и охраны вод [181, с. 74].

В июле 2003 года был принят «Водный кодекс Республики Казахстан». Принятие Водного кодекса будет способствовать урегулированию отношений собственности на ирригационные сооружения, осуществлению мониторинга мелиоративного состояния орошаемых земель, оросительно-обводнительных систем, позволит рационализировать использование водных ресурсов в сельском хозяйстве.

Для регулирования отношений совместного водопользования 8 апреля 2003 года был принят Закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». Закон обеспечивает необходимые условия для управления, распоряжения источниками орошения, отвечающие интересам всех водопользователей. Государство может осуществлять субсидирование стоимости услуг по доставке воды сельхозтоваропроизводителям, предоставление информационных услуг в области внедрения научно-технических разработок, прогрессивных технологий водоснабжения, орошения или обводнения, эксплуатации водохозяйственных систем, организацию обучения и повышения квалификации кадров, инвестирование на реконструкцию водохозяйственных систем и улучшение орошаемых земель.

Таким образом, в Казахстане сформирован пакет документов, регулирующих водные отношения в сельском хозяйстве и условия функционирования водных сооружений в этой сфере.

Для совершенствования системы водоснабжения в республике используется опыт тех стран, где эта проблема решается более успешно. В частности, для осуществления совместной эксплуатации оросительных систем, обеспечения равного доступа к ним всех сельхозпотребителей, их ремонта и реконструкции стали создаваться на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие сельскохозяйственных водопользователей. Создание ОВП считается одним из путей повышения эффективности ирригационных систем, снижения государственных расходов на их содержание, обеспечения защиты потребительских интересов сельхозпроизводителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: