double arrow

Издержки переходного периода в АПК

АПК как объект аграрной политики

Направления и принципы аграрной политики

Место аграрной политики в экономической политике государства

Издержки переходного периода в АПК

Тема 4. Аграрная политика как составная часть экономической политики государства. Объект аграрной политики

Проводимая в стране в связи с переходом к рыночным отношениям реформа в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса привела к значительным социально-экономическим преобразованиям. Кардинально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования предприятий АПК. Колхозы и совхозы были реорганизованы в крестьянские хозяйства, сформировалась многоукладная экономика. Однако в ходе реформирования аграрный сектор оказался в кризисном состоянии. Несмотря на определенные достижения за последние несколько лет, многие показатели развития отрасли еще отстают от дореформенных. Большинство предприятий АПК оказалось убыточным, с огромной задолженностью поставщикам материальных и финансовых ресурсов. Структура экономики считается оптимальной, когда на долю сельского хозяйства приходится 10-11 процентов ВВП страны. В 2012 году этот показатель для страны составлял 8,3 процентов, то есть ниже эффективно необходимого уровня (для сравнения, в начале 90-х годов доля сельскохозяйственного производства в ВВП страны составляла 25 %). Значительно снизилась и без того низкая производительность труда сельхозработников. Так, если индийский крестьянин производит продовольствия, достаточного для пяти человек, японский – для 22, американский – для 67, то казахстанский фермер не может прокормить и двух людей.

Выделяют три группы факторов, негативно отразившихся на аграрном секторе республики: сокращение государственной финансовой поддержки; усиление диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; снижение платежеспособного спроса населения.

Одной из причин кризиса является низкий объем вкладываемых в сельское хозяйство инвестиций. Практически в АПК наблюдается инвестиционный кризис. Корни этого кризиса лежат в самой стратегии либералистских реформ, которая изначально предполагала коренную децентрализацию капитальных вложений и формирование многоканальной инвестиционной среды. Источниками инвестиций должны были стать помимо государственных поступлений растущие доходы товаропроизводителей.

Инвестиционный кризис в АПК представляет собой единство двух составляющих: кризиса накоплений и кризиса доверия. Кризис накопления определяется как отсутствие необходимых и достаточных накоплений у предприятий АПК. Кризис доверия – как наличие значительных инвестиционных рисков в рассматриваемой сфере.

Недостаточность средств для инвестирования в сельскохозяйственное производство у непосредственных производителей из собственных доходов связано со многими причинами, имеющими как отраслевой, так и общенациональный характер. Важнейшей макроэкономической причиной является сокращение общего платежеспособного спроса населения, в том числе на продовольствие, вызванное общим кризисом в экономике. Сельхозпредприятия потерпели значительные убытки из-за падения выручки от реализации продукции.

Сокращение доходов отечественных сельхозпредприятий кроме того связано с увеличением импорта дешевой иностранной продукции, более предпочитаемой в силу этой дешевизны местным населением. Это также сужает рынок сбыта отечественной продукции.

Помимо прочего на доходах товаропроизводителей-аграрников отразилось значительное сокращение размеров государственной финансовой поддержки, которая в советский период была существенной.

Если рассмотрим вторую составляющую инвестиционного кризиса в АПК – кризис доверия, то основными его причинами можно назвать такие виды рисков, как неустойчивые природно-климатические условия, незащищенность прав собственности, плохой менеджмент и т.д., что увеличивает вероятность невозврата инвестируемых средств.

Большую помощь в восстановлении экономики Казахстана оказывают иностранные инвестиции. Однако привлекательными для них явились прежде всего топливно-сырьевые отрасли, финансовый сектор, а не отрасли АПК. Это объясняется, во-первых, более низкой эффективностью вложений капитала в эту сфере, и, во-вторых, необходимостью для развитых стран сохранить рынки сбыта для своей сельхозпродукции.

Инвестиционный кризис в аграрной сфере привел к разрушению ее материально-технической базы. Обеспеченность сельского хозяйства техникой является неудовлетворительной, изношенность машинно-тракторного парка составляет 80 % и требует полной замены. Средний возраст нынешнего парка тракторов и комбайнов составляет 13-14 лет при нормативном сроке эксплуатации 7-10 лет. В последние годы выбытие основных фондов в несколько раз превышает их ввод. Это связано с тем, что большинство фермеров не располагают достаточным объемом оборотных средств и накоплениями для приобретения необходимых машин и тракторов. Проблемой является несоответствие выпускаемой техники и технологии производства потребностям сельского хозяйства. В стране отсутствует завершенная система машин для большинства технологий в сельском хозяйстве, качество выпускаемых машин очень низкое. Прежде техника была ориентирована на крупномасштабное производство колхозов и совхозов. Современные потребности небольших крестьянских хозяйств в малогабаритной технике вызывают необходимость в кардинальной перестройке машиностроительного комплекса.

Оказались нерешенными социальные проблемы села. Оптимизация медицинских и образовательных учреждений привела к сокращению детских дошкольных учреждений, школ, сельских больниц и медицинских пунктов.

На фоне спада отечественного сельскохозяйственного производства значительно выросли поставки из-за рубежа сельскохозяйственной продукции. По оценкам Всемирной организации по изучению и распределению продовольствия ФАО, безопасный уровень импорта продовольствия не должен превышать в целом 17 % от уровня потребления. В Казахстане доля импорта на рынках потребления изделий глубокой переработки из мяса, молокопродуктов, жиров и масла животного и растительного происхождения, кондитерских изделий, переработанных овощей и фруктов колеблется от 40 % до 60 % и характеризует высокую зависимость внутреннего рынка от импорта товаров.

Основной причиной неудачи проведения аграрной реформы явилось отсутствие обоснованной аграрной политики. При чрезмерно быстром переходе к рыночным отношениям прежний экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса перестал существовать, а новый не был создан.

Несмотря на некоторое улучшение экономических показателей в последние годы, финансовое состояние товаропроизводителей продолжает усугубляться. Одной из причин этого является неэквивалентный товарообмен сельского хозяйства и других отраслей. В советский период государство устанавливало закупочные цены на сельхозпродукцию дифференцированно по природно-экономическим зонам. В зависимости от наличия у товаров различных потребительских свойств определялись надбавки и скидки к ценам. Сельское хозяйство было дотационным. Закупочные цены были выше розничных. Однако с переходом к рыночным отношениям выплата дотаций сельскохозяйственным производителям была прекращена, изменилась вся система закупочных цен. Стала острой проблема соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Ценовые диспропорции привели к тому, что на отечественном рынке большим спросом пользуются импортные мясные, молочные и другие продукты, реализуемые по демпинговым ценам, снижается конкурентоспособность собственного продовольствия. Все это мешает стабилизации рынка, усиливает продовольственную зависимость страны. Потери из-за диспаритета цен хозяйства вынуждены возмещать за счет снижения расходов на оплату труда и использования в основной деятельности части амортизационных отчислений, предназначенных на восстановление основных фондов.

В результате реформирования предприятий аграрной сферы и в связи с выведением из хозяйственного оборота малопродуктивных и засоленных земель, произошло сокращение земель сельхозназначения. Сокращение сельскохозяйственных угодий произошло и в результате возросшего влияния рыночных факторов, когда земля стала подчиняться принципу наиболее выгодного использования. В условиях отсутствия государственного регулирования площадей посевов и пашен, последние стали выводиться из сельхозоборота путем перевода в менее ценные, но более прибыльные категории (строительство увеселительных заведений, гольфклубов, барахолок, коттеджей и т.п.)

Рост урожайности сельхозкультур может быть достигнут только на основе сохранения плодородия почв. Однако объемы внесения минеральных удобрений, особенно в приватизированных хозяйствах, на порядок ниже научно обоснованных норм.

В Казахстане производятся в основном фосфоросодержащие удобрения и отсутствует производство азотных, калийных, серосодержащих удобрений, а это исключает комплексность их действия на растения и почвенные биоты.

Показатель поголовья скота является барометром состояния сельского хозяйства. В ходе рыночных преобразований в Казахстане произошли значительные изменения в структуре и общее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных. При этом наиболее значительно пострадали птицеводство, свиноводство и традиционная для республики отрасль – овцеводство.

Экономический рост в сельском хозяйстве в последние годы в стране в основном обеспечивался неэкономическими методами. Факторами роста в этот период стали, прежде всего, неоправданно высокая эксплуатация естественного плодородия почвы, не сопровождаемая проведением агротехнических мероприятий по его восстановлению путем применения минеральных и органических удобрений. Кроме того, рост объемов производства обеспечивался путем сокращения личного потребления сельхозпроизводителей, ухудшением социально-бытовых условий жизни сельчан. Рентабельность сельскохозяйственного производства достигалась путем занижения заработной платы работников сельского хозяйства, снижения статей материальных затрат, в частности, по удобрениям, по амортизации основных фондов и т.д. Правомерно такую рентабельность в экономической литературе определяют как «фиктивную рентабельность», складывающуюся в связи с крайне низкой оплатой труда, включаемой в себестоимость продукции. Снижены затраты по поддержке инфраструктуры сельской местности, которая прежде учитывалась на балансе сельхозпредприятия.

Все перечисленные издержки переходного периода, будь то падение реальных доходов населения, сжатие платежеспособного спроса на продовольствие, сокращение притоков финансовых ресурсов в отрасли АПК, массированная интервенция импортного продовольствия, диспаритет цен, свертывание государственной поддержки сельского хозяйства и т.д., в свою очередь несли в себе мультипликационный кризогенный эффект, еще более углубляя кризис.

Таким образом, реальное состояние функционирования сельского хозяйства на сегодняшний день и в ближайшей перспективе таково: дефицит финансовых ресурсов, подорванная материально-техническая база, неблагоприятное ценовое соотношение на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, отсутствие рационального кадрового обеспечения агропромышленных предприятий, несовершенство системы государственного управления и регулирования АПК, рост теневого сектора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: