Лекция: Управление в сфере использования и охраны природных ресурсов

1. Понятие и виды управления в сфере использования и охраны природных ресурсов

2. Система, структура, полномочия органов гос управления

3. Основные функции гос управления в сфере использования и охраны природных ресурсов

4. Понятие и задачи гос контроля. Формы и методы контроля.

1.Понятие и виды управления в сфере использования и охраны природных ресурсов.

В объективном смысле – это правовой институт. В суб смысле – совокупность, осуществляемых в соответсвии суб дейсвий по организации упорядочении контролю и надзору с соблюдением природоресурсного законодательства.

В зависимости от статуса суб:

· Государственное

· Муниципальное

· Общественное

Центральным явл гос управление, кот осуществляется как на региональном. Там и гос уровне.

2 блока:

Нормы регламентируемые систему и структуру полномочий органов

2). Отдельные функции управления

2.Система, структура, полномочия органов гос управления.

Гл.2 ФЗ «Об охране окр среды» полномочия РФ, суб РФ и ОМС. Ст. 71 Конституции РФ – в ведении РФ установление основ федеральной программы основ. Ст. 72 К РФ в совместном регулировании находится водное, земельное, лесное законодательство и т.д. ст. 77 К РФ в пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения суб РФ федеральные органы и органы власти суб РФ образуют единую систему исполнительной власти (следовательно фед органы могут передавать суб РФ части своих полномочий, а органы власти суб РФ часть может передавать полномочия РФ, но дб создано соглашение, К и ФЗ)

Органы:

Общей компетенции:

1. Президент

2. Правительство

Органы власти суб:

1. Правительство Вол обл

2. Законодатльное соб Вол обл

Органы спец компетенции: УКАЗ № 724

Центральный орган: министерство природных ресурсов и экологии природных ресурсов, они действуют на основании положений. в ведении МПРиЭ находится ФАВР, фед служба по надзору в сфере недропользованию и т.д. можно выделить министрество с/Х и находящаяся в его ведении фед служда по ветеринарному и фитосанитарному контролю. Непосредственно правителсьвту подчинены следующие органы: фед агенство по рыболовству и фед служба по экол и атомному надзору. Федеральная служба кадастра и кортографии, она находится в ведении министрества пр рес.

Департамент природных ресурсов и охраны ок среды ПП от 05.04.2010 №362 жепартамент лесного комплекса вол обл в отношении лесных отношений ПП от 2901.2007 № 136 Департамент по охране(контролю) и регулированию использования объектов животного мира Вол обл ПП ВОЛ ОБЛ от 17.12.2008 № 1756

Конкретные полномочия закреплены в отраслевом законодательстве. Большое количество законов Вол обл, касающихся разграничения полномочий в области использования и охраны отдельных природных ресурсов мжду законодательными органами власти суб РФ и исполнительными.(закон вол обл от 30.03.2006 № 1424-ОЗ «о разграничении полномочий в сфере охраны и использования жив мира между ораганами гос власти области. Закон вол обл № 1500-оз о разграничении полномочий органов гос власти области в сфере лесных отношений. Заон в сфере использования и охраны земель № 1927-оз

Муниципальное управление:

Ст. 10 ФЗ «Об охране ок среды» (управление может также осуществляться ОМС) ст. 32 К РФ основные полномочия ОМС. Но также ФЗ от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах законодательных и исполных органов гос власти суб РФ» законами суб РФ ОМС могут наделяться отдельными гос полномочиями суб РФ и в частности с 01.01.2006 ОМС предоставлено право привлекать к административной ответственнотсти лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны ок среды, приостанавливать дей-ть физ и юр лиц при нарушении ими законодательств ав области охр и окр среды. ФЗ № 131- ФЗ. Ст. 19 ФЗ регламентирует порядок наделения ОМС отдельными полномочиями ст. 20 + ст. 21 гос контроль за осуществлением ОМС полномочий. Закон Вол обл от 28.06.2006г. № 1465-оз «о наделении ОМС отдельными гос полномочиями в сфере охраны ок ср»

По осуществлению регионального, гос и экологического надзора. Для выполнения этих полномочий ОМС предоставляются материальные ресурсы и финансовые средства в форме субвенции. ПП вол обл от 24.02.2009г. № 327 «об утверждении порядка представления ОМС мун районов и городских округов области отчёта о выполнении отдельных гос полномочий в сфере охраны ок среды» отчёты подписываются главами области и ежеквартально предоставляются в департамент природных ресурсов до 10 числа.

3.Основные функции гос управления в сфере использования и охраны прир рес

1. Установление правовых норм, регламентирующих вопросы природопользования

2. Планирование, прогнозирование, разработка стратегии и развития

3. Распоряжение природными ресурсами

4. Мониторинг

5. Информационная функция

6. Надзор экологический

7. Взимание налогов и сборов за пользование при рес и за негативное воздействие на окр среду

8. Гос экологическая экспертиза

9. И иные функции (экологический аудит)

1.Установление правовых норм, регламентирующих вопросы природопользования.

ФЗ «Об охране окружающий среды» ПП от 23.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении гос мониторинга окр среды» и специальное законодательство, т.е. отраслевое (н-р: ЛК РФ, ВК РФ, ВК РФ, ЗК РФ и т.д.) региональное законодательство, как источник, постановления губернатора учреждены регламенты по выполнению отдельных гос функций (ПП губернатора Вол обл № 419 «об учреждении административного регламента, гос функции по контролю и надзору за соблюдением требования лесного законодательства в РФ, ПГ от 18.11.2010 № 557 «Об утверждении админ регламента исполнения ДПР гос функции по осуществлению мер охраны водных объектов…»)

Отдельные функции:

Планирование, прогнозирование, стратегии – организационно-правовой процесс подготовки и принятия, уполномоченных на то органов решений в сфере природопользования и охраны природных ресурсов – ФЗ «О гос прогнозировании и программах соц развития». Различают планировании и прогнозирование: краткосрочные, долгосрочные и …

Н-р: Распоряжение П РФ от 27.08.2007 № 1235-р «Вод стратегия» № 606 «О фед целевой программе повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 гг.» ПП Вол обл от 28.03.2008 № 558 «О стратегии рационального природопользования и охраны окр среды Вол обл на период до 2020г.» (в целом даётся характеристика природных ресурсов и определяются задачи)ПП Вол обл от 06.05.2006 № 934 «О стратегии развития рыбного хозяйства в Вол обл до 2020г.» В Водном Кодексе есть схемы комплексного использования и охраны вод объектов. В ЛК РФ – это схемы лесов, лесохозяйственные регламенты.

Распоряжение при рес – деятельность органов гос власти по предоставлению прир ресурсов в частную собственность или в пользование Делятся на: лицензии, разрешения, договоры (договор лесного участка). Эти положения регулируется отраслевым законодательством не распространяется на использование природных ресурсов закон … (повторить основания природопользования)

Определение правил и порядка природопользования, если говорить о региональном законодательстве, то Решение Вол ГД от 05.07.2007г. № 480 «Об утвержеднии правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории мун района г Вологды для бытовых нужд» (необходимо для хозяйственно бытового обслуживания осуществляется централизованной организацией, запрещается для мойки транспортных средств, использование для реакционных целей – на основании решений)

От 20.01.2007 № 1550-ОЗ «Об установлении порядков и порядка заготовления древесины и недревесных ресурсов,, пищевых лесных ресурсов на территории Вол обл для гра для бытовых нужд.» ПП Вол обл от 07.04.2009 г. № 589 «Об утверждении положения о порядке пользования недрами собственниками зем участков, землепользователями, землевладельцами на территории Вол обл (определены участки недр, где возможно добыча недр, каждый собственник для того, чтобы использовать зем уч необходим проинформировать Департамент, также определены обязанности при добычи полезных ископаемых, колодцев.

Мониторинг при ресурсов – гл.10 ФЗ «Об охране окр среды» Мониторинг – комплексная система наблюдений, за состоянием окр среды, оценки и прогноза изменения состояния окр среды под воздействием антропогенных факторов

Виды:

В зависимости от территориальной сферы

· Внутрипроизводственный

· Местный

· Региональный

· Общегосударственный

· Глобальный

В зависимотсти от субъекта:

ü Государственные

ü Негосударственные (осуществляетсяот имени организации)

Цели: получение информации о состоянии природ ресурсов; определение источников негативной среды; прогнозирования и изменения окружающей среды и их последствия. По ФЗ «ОООС» существует система и включает подсистему:

ПП от 31.03.2003 № 177 + региональное законодательство Указ департамента ПР от 11.10.2010г. № 552 «Об утверждении регламента…»

Информационная функция – кадастровая функция или функция учёта природных ресурсов. Правовую основу составляет обширное законодательство (ФЗ «Об информации» и т.д.) Учёт и оценка природных ресурсов, в отношении лесов у нас ведётся лесной реестр его ведёт Фед агенство лесного хоз. Гос вод реестр – Фед агенство вод ресурсов. Гос кадастр объектов животного мира – Росприроднадзор и ОВ суб РФ. Гос кадастра вод биологических ресурсов, полезных ископаемых, гос охотхозяйственный реестр, гос рыбохозяйственный реестр, гос кадастр недвижимости, гос кадастр ООПТ, красные книги то содержат информационные функции.

2). Учёт воздействия на окружающую среду (реестр опасных производственных объектов, реестр возмещения отходов, учитываются все биологические и хим вещества, кадастр отходов и т.д.)

3). Паспорт какого-либо объекта

4). Отчёты доклады о состоянии ок ср

Нормирование – установление нормативов, составов и лимитов (Гл.5 ФЗ «ОООС»)

1группа нормативов: нормативы качества (в соответствии с физ состояниями, нормативы установленные в соответсвии с хим состоянием и др.)

2 группа: нормативы допустимого воздействия на окр ср (они д обеспечивать соблюдения нормативов качества с учётом при особенностей территории (н-р: нормативы допустимых сбросов и выбросов веществ, нормативы отходов и потребления, нормативы допустимых физ воздействий, нормативы допустимого изъятия из природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки(нормы предоставления земельных участков, нормативы изъятия животного мира, лимиты забора вод ресурсов из водного объекта). Если говорить о 2 группе: нормативы применения агрохимикатов и пистицидов, нормативы предельно допустимых качеств в природной среде, к водным объектам: приделы допустимых концентраций, они едины для всех территорий и допускаются по каждому загрязнению, целевые показатели качества воды он дб разработано для каждого бассейна отдельно с учётом их особенностей и с согласия уполномоченного органа, ПДП на вод объекты. Он устанавливается на основе ПДК и устанавливается по каждому бассейну отдельно (-) кодекс изъял ПДС, сейчас они регулируются НПА.

Атмосферный воздух: нормативы качества (экологические нормативы и гигиенические нормативы(концентрация людей на уровне людей) и нормативы ПДФВ. 1 и 3 норматив устанавливает Мин природ ресурсов, 2 устанавливается Мин здравоохранения и соц развития.

Нормативы воздействия (технические нормативы выбросов, они устанавливаются для транспортных и иных движных средств и отдельных видов стационарных источников выбросов, они используются с учётом современных технологий, как правило закрепляются в тех регламентов. Норматив ПДВ (устанавливается для конкретного стационарного источника выбросов на основе технических нормативов, их устанавливает Ростехнадзор, но по согласованию Роспотребнадзором и Росгидрометром.) временно согласованных выбрасов ВСВ (это лимит вредных выбросов, устанавливается на определённый срок при наличии плана поэтапного достижения, соответсвующим субъектом ПДВ. ВСВ устанавливается как правило на 1 год, но этот лимит мб выдан и на 5 лет, его устанавливает СТН.

Норматив вредного воздействия на атмосферный воздух

Платежи

Виды:

Ø За природопользование (эти налоги либо налоги либо сборы либо иные регулярные платежи. Налоги – те налоги, кот предусмотрены в НК РФ (местный налог – земельный налог, налоговый режим о системе налогообложения …) отличительная особенность сбора – индивидуальная возмезность. УС – сбор за участие в конкурсе (аукционе). Регулярные платежи сочетаются со сбором. Лесные отношения – плата по договору аренды лес участка или к-пр лесных насаждений. Объекты животного мира – плата за пользование объектами животного мира. Земля – аренда или налог. Вода – водный налог (гл. 25.2 НК РФ) его уплачивают только водопользователи, право на водопользования, у кот возникло право водопользования – плата по договру водопользования – решение о предоставлении вод объекта в пользование. Недра – система платежей в раз 5 закона «О недрах» регулярные, за информацию разовые, на добычу пол ископ (налоги)

Ø За негативное воздействие на окружающую среду (они не явл налогом, носят компенсационный характер) ПП от 28.08.1998 № 632 от 12.06.2003 № 344 – платежи за выбросы в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты в этих акта. Сбросы допустимы в пределах допустимых лимитов, плата за сверхлимитное загрязнение (определяется в размерах ставок) штраф до 100 тыс. загрязнение без всяких разрешений несёт сверхлимит.

4.Государственный контроль (государственный экологический контроль) и надзор

Правовая основа контроля явл гл. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Виды:

Ø Государственный контроль

Ø Общественный контроль

Гос экологоческий надзор (особый вид) – это деятельность уполномоченных ФОИВ, ОВ суб РФ, направлено на предупреждение, выявление или пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды, посредством организации проверок, применения мер по пресечению и устранению последствий, выявленных нарушений.

Основные органы – Росприроднадзор, ростехнадзор, органы власти суб РФ, ОМС тоже могут быть переданы полномочия по контроля и надзору и последствия (санкции0 за их нарушения.

ПП от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении гос контроля в области охраны окр среды» (указаны органы, уполномоченные, права и обязанности уполномоченных лиц, гос инспекторов при проведении ими проверок и при привлечении лиц ответственности) ПП РФ от 31.03.2003. № «О перечне объектов, подлежащих фед гос экологическому контролю»

На объектах, подлежащих федеральному гос экологическому контролю полномочия по контролю осуществляют ФОВ. ПО ОСТАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ ПОЛНОМОЧИЯ, КАК ПРАВИЛО, ПЕРЕДАЮТСЯ оив СУБ РФ,

Объекты подлежащие контролю:

ü Хоз или иной деятельности не зависящей от формы собственности и находившейся в собственности РФ (объекты связанные с обороной и безопасности, атомной энергетики, объекты относящиеся к производству наркотических и вредных веществ, объекты, расположенные на континентальном шельфе и ОЭЗ; объекты, относящиеся к линиям связи) роспироднадзор и его территориальные органы.

ü Объекты хоз и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды также к федеральному контролю и надзору полежат те объекты, кот указаны в отраслевом законодательстве

ПП Вол обл от 21.10.2011 № 1328

Природные ресурсы:

1. Атмосферный воздух (ст. 24 з»Об охране атмосферного воздуха»

Выделяют ПП от 15.01.2001 № 31 (на объектах, полежащих федеральному гос экологическому надзору, полномочия по проведению гос надзора; конкретизированы права должностных лиц на осуществление надзора (н-р: беспрепятсвенно посещать объекты, проверять совлюдение норматитвов, проверять проведение программ по охране атмосферного воздуха, определять размеры вреда, причинённого окружающей среде, давать предписания обязательные для физ и юр лиц и привлекать к ответсвенности, а обязанность – соблюдать законодательство, взаимодействовать с природоохранными организациями, подготавливать и направлять материалы о нарушении экологического закондателсьвта в соответсвующие правоохранительные органы)).

2. Водные объекты (ВК РФ ст. 36 – гос надзор в области охраны и использования водных объектов мб федеральный (осуществл ФО) и региональный (О суб РФ).

Бъектами фед надзора явл:

o Поверхностные вод объекты, находящиеся на территории 2х или более субъектов

o Внутренние морские воды РФ

o Территориальное море РФ

o Водные объекты и их части, находящиеся на территории обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных гос нужд

o Трансграничные водные объекты

o Водные объекты, явл средой обитания анадромных и катодромных видов рыб

o Водные объекты и их части, используемые для нужд городов, с численностью населения 100 тыс и более, а также для нужд предприятий и др организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в V более 15 мил к/м в год

o Водные объекты, оказывающие негативное влияние на особоохраняемые водные объекты или же оказывающие негативное влияние на водные объекты, объявленные рыбохозяйственными заповедными зонами – росприроднадзор (у всех выше перечисленных)

В отношении иных надзор осуществляется ОГВ суб РФ (н-р: департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вол обл)

ПП от 04.11.2006 № 640; Приказ МПР от 18.12.2006 № 288; ПП от 25.12.2006 № 801

3. Животный мир (ст. 16, ст. 16.1 ФЗ «О животном мире» ПП от 10.11.2008 № 843 (надзор осуществляют ФОИВ: росприроднадзор, через свои уполномоченные органы осуществляет деятельность на животных, занесённых в Красную книгу, а др полномочия суб РФ переданы))

4. Леса (ЛК РФ гл 12)

ФОВ осуществляют лесной надзор в отношении лесов, на землях обороны и безопасности и на ООПТ фед значения. Региональный гос лесной надзор осуществляется органами гос власти суб РФ в отношении лесничества и лесопарков, находящегося на территории соответствующего суб РФ, в Вол обл – это Департамент лесного комплекса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: