double arrow

Налогообложение сельхозпроизводителей


Система налогообложения на селе должна учитывать низкую доходность, сезонность производства, зависимость от природных условий. В развивающихся странах в силу того, что в сельском хозяйстве занята основная масса населения, налогообложение этой отрасли является, как правило, основной статьей доходной части бюджета. Однако, как показывает опыт развитых стран, для ведения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве необходимо, чтобы удельный вес налогов и других сборов не превышал 6 % от затрат на производство и трети от прибыли (дохода).

На Западе устанавливается довольно щадящий налоговый режим на деятельность фермеров, причем налоговые платежи от сельского хозяйства намного меньше, чем выплаты ему из бюджета. Налоги не носят фискального характера, а учитывают необходимость развития аграрного производства. Налоговые системы учитывают объективные условия хозяйствования. В развитых странах существует практика регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги монополистов, изъятия у них через систему налогообложения средств, полученных в результате диспаритета цен, и передачи их сельским товаропроизводителям в виде дотаций и компенсаций. Основные виды налогов, которыми облагаются сельхозпроизводители в странах ЕС, это – подоходный налог, налог на недвижимое имущество, в том числе на землю, налог на добавленную стоимость, на передачу имущества по наследству или продажу, налог в систему социального страхования. В США федеральным налогом облагаются чистый доход, недвижимое имущество, прирост капитала, найм труда. Кроме того существуют мелкие налоги штатов.




Земельный налог в чистом виде выплачивается фермерами в таких странах, как Австрия, Германия, Польша, Франция, Дания. При этом налогообложению подвергаются не все участки, а превышающие определенную государством площадь или цену. Так, в Австрии налогом облагаются сельскохозяйственные земли, оцениваемые выше 200 тыс. шиллингов, в Польше – земли, размером более 0,5 га.

Такая форма субвенционной поддержки фермеров существует и в Чехии, где государство не облагает налогом участки земли размером до 10 га, если их обрабатывает сам собственник.

Поучителен в плане поддержки сельхозпроизводства опыт налогообложения в Израиле. Здесь земельный налог выплачивается только в том случае, когда участок продается. Он взимается с дохода от продажи. При этом, если земля выводится из сельхозоборота, ставка обложения равняется 33 %, если же земля продается для организации сельскохозяйственного производства, ставка налога составляет всего 2,5 %.

В США налоговая система направлена на поддержку крупного сельскохозяйственного производства. Система льгот в этой стране прогрессивно возрастает по мере увеличения размеров производства. Напротив, в странах ЕС прогрессивное налогообложение защищает интересы мелких ферм и сдерживает процесс концентрации производства. Посредством налоговых рычагов в странах Запада стимулируется техническая модернизация семейных ферм.



Сфера агропромышленного производства Казахстана всегда получала определенную поддержку от государства в виде различных налоговых льгот и преимуществ. Согласно Налоговому кодексу РК сельские товаропроизводители могут осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке либо по специальному налоговому режиму, предусматривающему для юридических лиц расчеты с бюджетом на основе патента, для крестьянских (фермерских) хозяйств – на основе уплаты единого земельного налога. Согласно статье 378 Налогового кодекса, специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализацию, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования. Применение специального налогового режима, согласно статье 379, освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты следующих видов налогов: индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, налога на добавленную стоимость, налога на транспортные средства, налога на имущество, платы за пользование земельными участками. Базой для исчисления единого земельного налога является, согласно статье 380 НК РК, оценочная стоимость земельного участка. Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка. За крестьянским (фермерским) хозяйством остается уплата социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, плата за загрязнение окружающей среды и плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.



Согласно статье 385 Налогового кодекса РК, специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе патента и распространяется на деятельность юридических лиц:

1) по производству сельскохозяйственной продукции с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) по производству сельскохозяйственной продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом, пчеловодства, а также по переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

В расчет стоимости патента, согласно статье 388, включаются корпоративный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, налог на добавленную стоимость, плата за пользование земельными участками. Сумма налогов и платы в расчете стоимости уменьшается на 80 %. В расчет стоимости патента не включаются индивидуальный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты, обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, плата за загрязнение окружающей среды и плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.







Сейчас читают про: