Ценообразование на сельхозпродукцию

Интеграция отраслей АПК

Сельскохозяйственные биржи

Налогообложение сельхозпроизводителей

Субсидирование сельхозпроизводителей

Ценообразование на сельхозпродукцию

Тема 6. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию

Доходы фермеров во многом зависят от условий ценообразования на их продукцию, поскольку именно цены позволяют соизмерять затраты индивидуального труда с общественно необходимыми, обеспечить эквивалентность обмена, стимулировать производство. Поэтому важной задачей аграрной политики является регулирование цен, недопущение их необоснованного роста или снижения. В странах с развитой рыночной экономикой проводится активная политика государственного вмешательства в ценовой механизм аграрного рынка. Государство управляет ценами в целях выравнивания условий для всех товаропроизводителей, устранения монополистического ценового диктата, ослабления ценовых диспропорций, в конечном счете, в целях защиты интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции.

Ценообразование на продукцию сельского хозяйства имеет свои особенности. Наиболее острой проблемой является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Литр бензина стоит дороже литра молока, при этом издержки производства молока намного выше. Проблема диспаритета цен особенно обострилась в период реформирования. В дореформенное время в СССР соотношение между ценами на средства производства для сельского хозяйства и на сельхозпродукцию было примерно в пять раз более благоприятно, чем в США. Однако это преимущество было возможно только в условиях «закрытой» экономики, когда сельскохозяйственное производство могло вестись на базе дешевой стали и нефтетоплива. Обострению проблемы диспаритета цен в постсоветское время способствовало множество факторов. Во-первых, в переходный период либерализация цен не сопровождалась адекватной компенсацией финансовых потерь сельхозпроизводителей, что спровоцировало резкое возрастание диспаритета цен. Этому способствовало также сокращение государственной поддержки сельского хозяйства по линии бюджетного финансирования, отсутствие льготного кредитования и страхования, широко применяемых в развитых странах. Во-вторых, ситуацию усугубляли хронические неплатежи, общее снижение платежной дисциплины, расширение бартера, взаимозачетов и других нерыночных методов. Еще одной важной причиной обострения проблемы диспаритета цен, барьером на пути роста цен на продукцию фермеров стали спросовые ограничения на продовольствие. Как мы говорили выше, рынок сельскохозяйственной продукции близок к рынку совершенной конкуренции, и цены в основном устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Резкое обнищание основной массы населения привело к снижению спроса на продовольствие, в результате чего цены на него росли меньшими темпами, чем на рынках промышленных товаров с несовершенной конкуренцией, где есть возможность воздействовать на цены. И, наконец, снижению спроса на отечественную сельхозпродукцию способствовал мощный поток дешевых импортных продуктов питания, хлынувший на территорию страны. Импорт повлиял на конъюнктуру аграрного рынка: увеличил предложение, снизил рыночные цены.

Паритетность обмена определяется как отношение индекса цен на продукцию фермеров к индексу цен на товары, приобретаемые фермерами, то есть рассматривается опять же динамика цен. Следует различать паритет в изменении цен и паритет обмена. Первый определяется по вышеназванной формуле. Методы определения паритета обмена должны быть уточнены. Паритет обмена должен отражать то, на сколько норма прибыли фермеров и предпринимателей других отраслей экономики, а соответственно и рентабельность их производства, разнятся. Поэтому решение проблемы диспаритета обмена невозможно без выравнивания прибыльности вышеназванных отраслей экономики, без формирования стимулирующей цены на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому паритет обмена, на наш взгляд, следует определять по формуле:

По = Р¢с / Р¢д,

где По – паритет обмена,

Р¢с и Р¢д – соответственно средняя рентабельность в сельском хозяйстве и других отраслях общественного производства.

В идеале паритет обмена должен быть равен единице. Если этот показатель ниже единицы, значит сельские производители недополучают необходимый продукт в силу низкой цены.

В развитых странах распространена практика фиксации государством уровня рентабельности и доходов на всех ступенях прохождения продовольствия.

Установление паритета цен и паритета обмена необходимого, кроме прочего, во-первых, для определения закупочных цен по тем видам сельскохозяйственной продукции, которые являются объектом госзаказа, и, во-вторых, паритетные цены являются ориентиром при установлении объемов, форм и направлений субсидирования сельского хозяйства.

Для решения проблемы неэквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями необходимо активное государственное вмешательство в формирование цен. При этом государственное регулирование паритетности цен и обмена должно представлять собой комплекс мер, направленных, во-первых, на увеличение общих доходов сельских товаропроизводителей, во-вторых, на увеличение доли последних в общих доходах от реализации продовольственных товаров населению.

В этом плане поучителен опыт других государств. Во второй половине ХХ-го века одним из основных направлений аграрной политики развитых стран стало поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем активного государственного вмешательства в ценовой механизм. Проводилась экспансионистская политика расширения спроса на сельхозпродукцию за счет соответствующего поддержания цен. Необходимость проведения такой политики диктовалась диспаритетом цен и доходов в сельском хозяйстве и несельскохозяйственных отраслях. Причем этот диспаритет сохранялся даже при тех больших субсидиях, которые предоставлялись в этих странах государством. Так, за 1910-1988 годы, несмотря на государственную поддержку, покупаемые фермерами товары подорожали в 12 раз, тогда как продаваемые – в 6 раз.

В практике США система поддерживаемых цен на продукцию фермеров была введена после Великой депрессии 1929-1933 годов. В принятом в 1933 году Законе о регулировании сельского хозяйства краеугольным камнем сельскохозяйственной политики была определена концепция паритета. Эта концепция имеет реальное и номинальное содержание. Реальный паритет предполагает, что «каждый год данный объем производства сельскохозяйственных продуктов должен позволить фермеру получить данное общее количество товаров и услуг». В номинальном выражении «концепция паритета предполагает, что соотношение между ценами на продукцию фермеров и ценами на товары и услуги, которые потребляют фермеры, должно оставаться постоянным». Данная концепция обосновывает необходимость проведения государством политики поддерживаемых цен, которые в США делятся на целевые и залоговые. Целевые (или гарантированные) цены распространяются на наиболее важные виды сельхозпродукции и ориентированы на возмещение затрат и получение определенного дохода. Залоговые цены – это цены, по которым фермер сдает в залог свою продукцию Товарно-Кредитной Корпорации, если цены на рынке устанавливаются на низком уровне. В целом в США «фермерская политика предназначена для того, чтобы повысить и стабилизировать цены на продукцию фермеров и их доходы».

В странах Общего рынка система поддерживаемых цен включает:

целевые, или ориентированные цены, гарантирующие определенный доход;

пороговые цены для импортируемой продукции;

экспортные субсидии для экспортируемых товаров;

цены вмешательства, или минимальные цены, по которым государственные закупочные организации скупают продукцию у фермеров.

Гарантии соблюдения минимальных цен в странах Общего рынка обеспечиваются закупочными товарными интервенциями государства на продовольственном рынке. Механизм здесь такой: государство скупает излишки продукции в тех регионах, где цены опускаются ниже минимального гарантированного уровня, и поставляет на те рынки, где сложился дефицит соответствующего вида продукции. Важным индикатором для товаропроизводителей при планировании объема своего производства выступают заранее объявленные ориентировочные цены. Они формируются на основе консенсуса между правительством и организациями, представляющими интересы сельхозтоваропроизводителей, посреднических сфер и конечных потребителей. Система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей. При этом свободное колебание цен допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределом. Верхний предел защищает интересы потребителей, нижний – интересы производителей, чтобы гарантировать им минимальный доход для ведения расширенного воспроизводства. Согласованное государственное регулирование цен в странах ЕС охватывает около 90 % сельскохозяйственной продукции.

В Японии, в результате проводимой государством ценовой политики, темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию опережают темпы роста цен на промышленные товары в 1,5 раза, то есть осуществляется сверхпаритет цен для сельского хозяйства. Данная система позволяет фермерам получать необходимый доход для расширенного воспроизводства.

В целом регулирование цен государственными органами в странах с развитой рыночной экономикой направлено на выравнивание условий для всех товаропроизводителей, устранение ценовых диспропорций и монополистического ценового диктата.

Нельзя отбрасывать то положительное, что было наработано в советский период в республике, в частности, в плане поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Например, для стимулирования сельскохозяйственного производства в 1986 году были установлены стопроцентные надбавки к закупочным ценам на зерно, проданное сверх среднегодового уровня одиннадцатой пятилетки, при условии выполнения государственных планов продажи зерна. До 1990 года была продлена выплата существующих надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, продаваемую государству низкорентабельными и убыточными колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, работающими в худших природно-экономических условиях, что являлось существенной поддержкой их деятельности. По другим продуктам, кроме зерна, выплачивались надбавки в размере 50 % к закупочным ценам за продажу их государству сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке. Использовались и другие виды надбавок к ценам.

В Казахстане ежегодно проводится закуп зерна в государственные ресурсы по установленным ценам. С 2001 года введена система фьючерского двухуровневого закупа зерна, суть которой состоит в проведении государственных закупок зерна в два уровня: весенне-летнее финансирование зернового производства (фьючерсный закуп) под гарантии банков второго уровня, выполняющих пруденциальные нормативы Национального банка РК, и осенний (фактический) прямой закуп. Закуп зерна пшеницы и других сельскохозяйственных культур может осуществляться через товарные биржи.

В Казахстане закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию складываются значительно ниже фермерских цен в странах с развитой рыночной экономикой с подобными природными условиями. Ценовая политика до сих пор не поддерживала сельхозпроизводителей. Уровень цен на большинство видов сельхозпродукции не обеспечивал возмещение затрат и получение прибыли для ведения хотя бы простого воспроизводства. Система гарантированных цен не действовала. Кроме того, государство устанавливает закупочные цены на ограниченный ассортимент сельхозпродукции (пшеница, соя, ячмень). По существу, происходит лоббирование интересов зернопроизводящих предприятий, особенно крупных картелей. Животноводческая продукция, овощи, фрукты и многое другое остается вне такой поддержки со стороны правительства. Это опять же приведет к однобокому развитию отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: