Экономическая эффективность аграрной политики

Критериями определения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции являются рентабельность, потенциал снижения издержек, индекс конкурентности на внутреннем и внешнем рынках, индекс спроса-предложения также на внутреннем и внешнем рынках. Индекс конкурентности на внутреннем рынке рассчитывается как отношение цены импорта к ценам реализации на внутреннем рынке. Индекс конкурентности на внешнем рынке рассчитывается как отношение мировых и российских или импортных цен к экспортным ценам. Индекс спроса-предложения на внутреннем рынке рассчитывается как отношение фактической потребности к отечественному производству. Индекс спроса-предложения на внешнем рынке рассчитывается как отношение объема экспорта к объему производства за вычетом внутреннего потребления. В Казахстане рентабельны, конкурентоспособны на внутренних и внешних рынках, имеют спрос на внешнем рынке такие сельхозтовары, как пшеница, хлопок, рис, шерсть. Из продуктов перерабатывающей промышленности только мука пшеничная конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках и имеет спрос на внешнем рынке. А такие товары, как кисломолочная продукция, сметана, сыр, консервированные овощи, макаронные изделия, пиво солодовое, вина игристые, конкурентоспособны на внутреннем рынке, но неконкурентоспособны и не имеют спроса на внешнем рынке. А масло сливочное, колбасные изделия, мясные консервы, майонез и ряд других товаров - неконкурентоспособны ни на внутренних, ни на внешних рынках.

Отечественная продукция должна соответствовать мировым стандартам и иметь конкурентоспособную цену. А продукция отраслей обрабатывающей промышленности (в нашем случае, машиностроительная, химическая, текстильная и пищевая промышленность) должна также иметь высокую добавленную стоимость. Поэтому мерам государственной поддержки сельского хозяйства и смежных с ним отраслей нужно придать комплексный характер, что способствует обеспечению развития цепочки добавленных стоимостей.

Эффективность аграрного сектора экономики служит критерием его перебазирования на новые условия хозяйствования.

Выделяют экономическую, социальную и общенациональную эффективность реформирования сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей. Экономическая эффективность характеризуется уровнем использования всех имеющихся инструментов через количественное сопоставление эффекта с затратами на его получение. Социальная эффективность характеризуется уровнем жизни сельского населения, развитостью социальной инфраструктуры села, степенью удовлетворения потребностей общества в продуктах отраслей АПК.

Вобщенациональном аспекте результативность аграрной политики выражается в степени обеспечения продовольственной безопасности страны.

Исходя из этого высказывания и определения продовольственной безопасности, данного в Законе РК «О зерне», общенациональная эффективность реформирования аграрного сектора представляется нам как составляющая следующих элементов: наличие собственных самодостаточных развитых факторов производства; гарантирующая законодательная база; производство основной массы необходимой продукции внутри страны; наличие государственных запасов на случаи экономических и природных катаклизмов; удовлетворение потребностей населения в рамках физиологических норм питания.

В официальных документах и трудах ученых-экономистов разработаны различные критерии эффективности проводимых реформ. Так, в Государственной агропродовольственной программе на 2003-2005 годы для оценки ее эффективности была сформулирована система критериев, позволяющих определить качественное состояние агропромышленного комплекса. Эта система состоит из следующих групп «критериев:

1) характеризующие обеспечение населения продовольствием и уровень устойчивости системы обеспечения:

уровень физической и экономической доступности продовольствия;

удельный вес импорта продуктов питания на внутреннем рынке

потребления;

наличие запасов продовольствия в системе государственных материальных

резервов...;

пороговые значения, характеризующие необходимый объем производства продуктов питания для обеспечения стандартов норм потребления населения страны;

уровень соответствия продуктов питания стандартам качества и безопасности;

2) характеризующие эффективность развития сельскохозяйственного производства и переработки:

уровень доходов аграрного бизнеса и предприятий переработки;

уровень применения научно обоснованных агротехнологий и технологий переработки;

конкурентоспособность основных продуктов питания на внутреннем рынке продовольствия;

положительное сальдо внешнеторгового оборота;

сбалансированность объемов производства сельхозпродукции и емкости рынков сбыта;

рост занятости населения;

3) характеризующие уровень государственного регулирования агропродовольственным комплексом:

соответствие законодательной базы потребностям рыночного производства в агропромышленном секторе;

таможенно-тарифный и налоговый режим на товары и услуги сельскохозяйственного назначения;

уровень регулирования ценообразования на продукты питания;

система государственного контроля и надзора за производством сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

размеры и эффективность государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания» [95, с. 166-168].

Критериями эффективного реформирования земельных отношений в экономической литературе определяются «экологическая безопасность систем землевладения и землепользования, их социальная приемлемость и экономическая эффективность. В сельском хозяйстве и других отраслях, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, - осуществление принципа наиболее полного и рационального использования всех земель в соответствии с их качеством, продуктивным и природоохранным потенциалом».

В развитых странах давно разработана и применяется система критериев и показателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Например, в странах ОЭСР для оценки объемов и эффективности господдержки сельхозпроизводителей используются такие показатели, как оценка поддержки производителей, оценка поддержки обслуживающих отраслей, оценка поддержки потребителей, оценка общей поддержки. Всемирной торговой организацией также разработаны специальные показатели, оценивающие объемы господдержки. Это: «агрегатное измерение поддержки», «эквивалентное измерение поддержки», «общее агрегатное измерение поддержки».

Наряду с общими критериями эффективности аграрного реформирования можно построить систему критериев эффективности каждого вышерассмотренного нами направления аграрной политики (таблица).

Понимание эффективности как категории экономической теории предполагает признание отношений разного уровня хозяйствования и управления, каждый из которых характеризуется своим особым кругом интересов, целей и показателей. Это – микроэкономический (предприятие), мезо-экономический (отрасль) и макроэкономический (национальная экономика) уровни.

Исходя из этой методологической позиции, можно представить другую, более упрощенную структуру критериев эффективности аграрной политики:

- на уровне предприятия: возмещение расходов и получение прибыли;

- на уровне отрасли: рост объемов производства сельскохозяйственной продукции;

- на уровне национальной экономики: степень достижения продовольственной безопасности страны.

Показатель эффективности аграрной политики отражает ее количественную, соизмеримую через цифровые данные, результативность. Исходя из построенной нами в главе 4.1 модели аграрной политики, общий показатель ее эффективности можно определить следующим образом:

ΔВП с-х

Эоб = ----------------------------------------------------------------------, (7)

Δ Ра1 + Δ Ра2 + Δ Ра3 + Δ Ра4 + Δ Ра5 + Δ Ра6 + Δ Ра7

где Эоб – общая эффективность аграрной политики за определенный период времени;

Таблица - Система критериев эффективности аграрной политики*

Направление аграрной политики Критерий эффективности
Повышение доходов сельскохозяйственных производителей Выравнивание уровня доходности сельхозтоваро-производителей с предприятиями сопряженных отраслей. Рост доли сельских товаропроизводителей в общих доходах от реализации продовольственных товаров населению. Стабильность во времени цен на сельскохозяйственную продукцию. Стимулирующий характер налогообложения. Рост инвестиций в аграрный сектор экономики. Создание современной товаропроводящей инфраструктуры. Увеличение количества крупных интегрированных объединений. Увеличение доходов населения.
Охрана и правильное использование водных и земельных ресурсов Повышение плодородия почвы. Рост урожайности сельхозкультур.
Сельскохозяйственные научные исследования и развитие племенного дела Повышение качества и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Рост численности квалифицированных сельскохозяйственных работников.
Кредитование аграрной сферы Увеличение объемов фермерских кредитов. Своевременная и полная возвратность кредитных ресурсов.
Страхование урожаев Рост объемов предоставляемых страховых услуг на аграрном рынке. Стабильность доходов сельхозпроизводителей.
Развитие информационно-маркетинговой системы Увеличение числа пользователей услугами информационно-маркетинговой системы. Качество и объем предоставляемой информации.
Развитие внешнеэкономических связей Рост импортозамещающего производства. Сокращение импорта продукции, производство которой могут обеспечить отечественные товаропроизводители. Рост экспорта конкурентоспособной на мировом рынке отечественной сельхозпродукции. Снижение удельного веса импорта продуктов питания на внутреннем рынке потребления
*Примечание – таблица разработана автором

Δ ВПс-х – изменение валовой продукции сельского хозяйства за рассматриваемый период;

Δ Ра1, Δ Ра2, Δ Ра3, Δ Ра4, Δ Ра5, Δ Ра6, Δ Ра7 – изменение расходов на реализацию основных направлений аграрной политики за рассматриваемый период, а именно

Δ Ра1 – изменение расходов на повышение доходов сельскохозяйственных производителей;

Δ Ра2 – изменение расходов на охрану и правильное использование водных и земельных ресурсов;

Δ Ра3 – изменение расходов на сельскохозяйственные научные исследования и развитие племенного дела;

Δ Ра4 – изменение расходов на кредитование аграрной сферы;

Δ Ра5 – изменение расходов на страхование урожаев;

Δ Ра6 – изменение расходов на развитие информационно-маркетинговой системы;

Δ Ра7 – изменение расходов на развитие внешнеэкономических связей.

В данном показателе рассматриваются не абсолютные величины валового продукта сельского хозяйства и расходов на реализацию основных направлений аграрной политики за рассматриваемый период, а именно изменение этих величин в результате проводимой политики, поскольку на абсолютную величину валового дохода отрасли оказывают влияние помимо государственной помощи еще и такие факторы, как особенности погодных условий, предпринимательские способности сельхозпроизводителей и т.п. В силу этого и сам показатель эффективности носит относительный характер. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что оказываемая фермерам и другим сельхозпроизводителям помощь не может приносить быстрого эффекта, поскольку аграрная сфера обладает определенной инертностью. Поэтому в ходе реализации аграрной политики возникает эффект запаздывания, появляется временной лаг, отделяющий результат от времени оказания непосредственной помощи.

Каждое направление аграрной политики является важным, а их совокупность позволяет сделать вывод об эффективности этой политики. При этом совокупный эффект представляет собой сумму не только экономического, но и социального, экологического, политического и прочего эффектов. Он может быть отрицательным, что говорит о провале проводимой политики, и положительным, отражающим правильность выбранного курса и методов его реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: