ВТО и аграрный сектор

Требованиям ВТО соответствуют неолиберальные принципы экономической политики. Одним из главных вопросов в деятельности этой международной организации является ослабление протекционизма во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией. Сроки вступления в ВТО обусловлены действием многих факторов. Для стран с переходной экономикой в экономической литературе выделяют четыре группы таких факторов: внутриполитический фактор, внешнеполитический фактор, темпы институциональных преобразований, извлечение вступающей страной преимуществ из выжидательной позиции. Под влиянием тех или иных факторов процесс вступления в ВТО может быть медленным или слишком быстрым. Перед вступающими в эту организацию странами она ставит определенные условия, которые зависят от того, какой статус получает страна в момент присоединения.

Для развивающихся стран условия ВТО предполагают льготный режим. Например, эти страны могут принимать пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Несмотря на это, членство в ВТО может снизить эффективность предпринимаемых правительством мер, поскольку по условиям этой организации существенно снижаются барьеры, сдерживающие торговлю сельскохозяйственными товарами, отменяются количественные ограничения и лицензирование, ликвидируются те виды субсидий, которые рассматриваются как «нарушающие процесс ценообразования». Производственное субсидирование признается незаконным. Кроме того, льготы предусматриваются для стран, ранее принятых в ВТО. Устав этой организации не оговаривает, применимы ли льготы на этапе вступления, да и статус развивающейся страны дается не всем. Так, Киргизия присоединилась к ВТО со статусом развитой страны, несмотря на то, что по уровню экономического развития далеко отстает от действительно развитых стран. Она приняла все условия ВТО, проявив максимальную уступчивость. По мнению ведущих членов этой организации, ныне присоединяющиеся страны знают заранее все требования ВТО, и поэтому обязаны приводить свой торгово-экономический режим в соответствие с таковыми до момента присоединения.

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ сельскохозяйственный сектор был включен в режим многостороннего регулирования. Было заключено Соглашение по сельскому хозяйству, либерализирующее торговлю сельхозпродукцией и предполагающее перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов, экспортных субсидий, сокращение уровня государственной поддержки аграрного производства.

Однако для таких стран, как наша, где имеется дефицит продовольствия и недостаток финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей, государственная помощь является жизненно необходимой. Кроме того, развитые страны выбрасывают на мировой рынок излишки своей продукции по низким ценам, что у менее развитых стран, к которым относится и Казахстан, приводит к значительному ущербу из-за сокращения экспорта и, соответственно, экспортных поступлений.

Объемы ввозимой в республику иностранной сельскохозяйственной продукции говорят о том, что и в настоящее время аграрный рынок страны представляет собой достаточно открытую систему. Еще большая либерализация внешней торговли приведет к усилению ценового давления на отечественных производителей. Вступление Казахстана в ВТО потребует одновременного выполнения требований этой организации и реализации программы поддержки аграрной сферы, что противоречит друг другу. В свою очередь обострятся такие социальные проблемы на селе, как безработица, низкие доходы, подорванная инфраструктура.

При определении допустимых мер государственной поддержки аграрного сектора экономики для вновь вступающих стран, правилами ВТО базовыми данными считаются размеры господдержки за последние три года. Поэтому для Казахстана очень важно до вступления в эту организацию значительно увеличить ассигнования на поддержку сельского хозяйства, чтобы этот уровень был ориентиром в дальнейшем. Кроме того, особое внимание должно быть уделено разрешенным так называемым «зеленым» правилам ВТО. Это, прежде всего, финансирование из государственного бюджета развития семеноводства и племенного животноводства, НИОКР, строительство дорог и других элементов инфраструктуры в сельской местности, подготовка кадров и повышение их квалификации. Особо следует отметить, что реализация принципа свободной торговли в рамках ВТО может быть ограничена при решении неторговых целей развития сельскохозяйственного производства, которые также имеют важное значение для роста национального богатства и благосостояния населения. Неторговые цели развития определяются многофункциональностью сельского хозяйства, о которой мы говорили выше, и связаны с охраной окружающей среды и обеспечением национальной продовольственной безопасности, решением проблем сельской местности как среды обитания значительной части населения.

Имеется также «специальный режим» для некоторых членов, который позволяет им применять в течение трех лет количественные ограничения импорта в отношении наиболее «чувствительных» товаров. Казахстану следует доказать так называемую «чувствительность» отдельных видов отечественной сельхозпродукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: