I.Проверочная работа с выборочным ответом

Ход урока

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

1) Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами;

2) Определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами.

Цель работы: проверка умения различать однородные и неоднородные определения. Материалы размножены по числу учащихся в классе. Восьмиклассники,не записывая предложений, выписывают на отдельном листочке номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания в предложениях не поставлены.

I вариант

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.

II вариант

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принес прохладу.

5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По темной пыльной дороге бежала собака.1вариант:3,4,6,8,10 2 в: 2,3,5,6,10

II. Знакомство с новым материалом.

1. Упр.236 (устно).

Составляются схемы 1-ого и 5-ого предложений. Делается вывод о том,что союз- ……… синтаксической связи членов предложения и частей сложного предложения.

2. Учащиеся читают таблицу на с.109 и самостоятельно выписывают в тетрадь союзы. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные,противительные.

3. Запись предложений,их анализ (составление схем предложений обязательно).

1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М.Лермонтов) ….. 2.И верного друга прощальной рукой и гладит,и треплет по шее крутой. (А.Пушкин) … 3.Щеки румяны,и полны, и смуглы. ….. 4. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. …

III. Закрепление нового материала.

1. Задание: продолжить предложения так,чтобы союз И соединял однородные сказуемые и части сложного предложения,составить схемы полученных предложений.

1) Солнце встает из-за туч и … 2) Шумит по-весеннему вода и … 3) Вся окрестность вдруг …. и …. 4)Солнце стоит высоко над головой и …

2. Запись предложений,составление схем.

1) Ни смех,ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.(Н.Некрасов) 2)Мне чудятся шумные пиры,то ратный стан,то схватки боевые.(А.Пушкин) 3)Звезды начали меркнуть, и стало заволакиваться не то тучами,не то туманом.(В.Арсеньев) 4)Виднелись или необозримые песчаные равнины,или далекие горы.(А.Гончаров) 5)Видны были только белые стволы берез да кусочек аллей. (А.Чехов) 6)Мал золотник,да дорог. Умен и пригож,да на дело не гож. Голова завита,да не делом занята.(пословицы) 7)У самого родника росли не только дубы, но и ели. Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.

IV. Домашнее задание.

Правило на с.109-111; упр.237; составить схемы предложений; выписать в ученический словарь слова из рамочек параграф 27, запомнить их написание.

Тема: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

1) Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения;

2) Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах.

Ход урока

I. Устная синтаксическая пятиминутка (не записывая предложений, учащиеся составляют схемы, дают характеристику).

1) Вдали кукушка куковала, и кругом бесшумно кружилась мошка.

2) Проселочная дорога вьется среди ржаного царства, и так хочется по ней пройти.

II. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарты.(написание Н и НН)

III. Работа со схемами.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

1)

2)

3)

4)

IV. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания в них.

1) За две,за три версты можно было различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах,голоса на соседней мельнице, шум доски, внезапно сброшенной на землю.

2) Остальное все: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи- уходило в темноту, местами неопределенно чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни.

3) Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею.

V. Проверочная работа с выборочным ответом.

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

Iвариант

1. Спорт,музыка,чтение книг всегда увлекали меня.

2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный пол липами льют.

3. В лесу и на полях все было занесено снегом.

4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь,акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

5. Синицы,скворцы,живущие в наших лесах- истребители вредных насекомых.

6. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

7. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.

8. Белые облака,бор, тянувшийся по сторонам дороги,-все радовало глаз.

9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал,или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

10. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,-декоративные кустарники.

II вариант

1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

2. Я стал посещать музеи и театры,и читать книги.

3. Лоси и медведи,волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

5. Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – все было ново,необычно.

8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

9. И кажется, что все: железо,камни,вода- полно протеста против жизни без солнца.

10. Она хорошо знала языки: немецкий,французский и английский и учила этому своих детей.

Контрольный листок: 1 вар- 4,5.6,9 2 вар- 2,3,5,8,10

Домашнее задание: упр.258; контрольные вопросы (с.122)

Тема урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (урок-путешествие)

Цели:

1) Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами;

2) Правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

Ход урока

- Знаки препинания при однородных членах предложения- самая распространенная пунктограмма. Зато и перечень ее правил самый внушительный. Вдруг мы узнаем об этом что-нибудь новенькое? – размышляла Наталья Николаевна, высаживаясь на песчаный берег из шлюпки.

- Мы идем в джунгли на поиски однородных членов предложения. Они пополняют «живой уголок» в нашем кабинете. –Мальчишки 8-ого «Б» были настроены решительно.

- Хорошо, но вначале проверьте свое вооружение. В джунглях опасно ходить наобум,- предложила учительница.

I. Арсенал «охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка)

Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами И,ДА(=И),ИЛИ,ЛИБО разделяются запятыми.

В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

И берег, и море молчали.

Осень принесла холод,да ветер,да скуку.

На клумбе мы посадим пионы,или гвоздики,или нарциссы.

Сформулируйте правило об отсутствии запятой при однородных членах, связанных союзами. Проиллюстрируйте ответ примерами.

Запятая не ставится:

А) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом И, если они образуют тесное смысловое единство: «Он носил и летом и зимой свою старую кепку»;

Б) если два однородных члена с союзом И образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом И с третьим однородным членом: «Вода давно сошла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам»;

В) внутри фразеологического предложения с двумя повторяющимися союзами и-и, ни-ни: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом», «Не дождался он от братьев ни ответа ни привета».

Определите особенности предложения: «Сверчки,стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками».

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно:

1) Сверчки,стрекозы и насекомые;

2) Проснулись и наполнили

3) Ясными,непрерывными

II. «Приключения в пунктуационных джунглях» (тренировочные упражнения)

1. Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз,стоящий перед первым однородным членом.Расставьте знаки препинания.

Образец: «Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве».

1) Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

2) Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

4) Под кустом черемухи я действительно нашел и ключик и спавшую внучку.

5) На протяжении всего полета из окна самолета виднелись или песчаные равнины или далекие горы.

6) На помощь ему придет либо отец либо брат.

7) Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

2. Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно,попутно расставляя знаки препинания.

1) Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3) Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

5) Гостей Овсянников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

6) Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

7) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и полную гладь и потопленный лес и Кузьму.

8) Он не расставался с альбомом и карандашом делал наброски палубных матросов кочегаров и офицеров и рисовал на стоянках пейзажи и людей.

9) Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тетки.

10) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

11) Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.

12) Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны но немногословны.

13) Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева.

14) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали ни высадке отважных полярников ни проведению ими исследования Арктики.

III. «Гербарий»

Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения,объясните знаки препинания.

Листопад

Брызнут листья по сторонам. Закружится пестрый смерч. Хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат,скребутся,лопочут.

Листья пестреют,будто мазки красок на палитре великого живописца.

Небо

Мутное низкое небо.

Густо-синее бездонное небо.

Ясная, ласковая лазурь.

Выгоревшее, выцветшее, растворенное в туманной дымке небо.

Огромный купол неба шевелится в непрестанном мерцании звезд.

Суровое небо густеет мрачной синевой.

Сияло бледно-голубое небо.

Облака

Курчавые облака, кружевные облака.

Рыхлые белые облака.

Белые круглые облака.

Вереница длинных серых облаков.

Перламутровые облака.

Сквозь сетку легких утренних облаков…

Опустились почти к самой воде. Высоко и тихо неслись над нами. Неспешно тащились по небу. Начали подергиваться белизной. Мощно расправили крылья. Ползли крадучись.

Тучи

Густые тучи.

Свинцово-черные тучи.

Полчища туч.

Тучи,бегающие мимо луны.

Из-за раздвинутых туч.

Птицы

Воробьи носились серыми тучами.

Цокающий гомон галок.

Громко воркуют лесные голуби.

Веселый пересвист дроздов.

Равнодушное постукивание дятла. Суетливый стук дятла.

Тонко свистит рябчик в ельнике.

Стрекочет синекрылая сойка.

Болтают сороки.

Над водой, распахнув острые белые крылья,повисла чайка.

IV. Помогите восьмиклассникам вылечить «заболевшее»предложение: «Герасим умел плавать еще хуже, чем говорил.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: